Должно ли ООО (г. Москва), находящееся на УСН, платить налог на имущество за 2019 год за нежилое помещение, находящееся в собственности ООО (есть кадастровый номер, площадь помещения 102,2 кв. м, помещение находится в многоквартирном доме, используется как офисное помещение и как торговое)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
У организации отсутствует обязанность по уплате налога на имущество в отношении указанного нежилого помещения.
Обоснование вывода:
Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ).
Таким образом, организация, применяющая УСН и владеющая недвижимым имуществом, признается плательщиком налога на имущество только в случае, если налоговая база по этому недвижимому имуществу определяется как его кадастровая стоимость (письмо Минфина России от 09.10.2017 N 03-05-05-01/65605).
В силу п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
Перечень видов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ) определяется как кадастровая стоимость, приведен в п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
К такому имуществу относятся, в частности, нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).
Вместе с тем обязанность уплачивать налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества может быть возложена на налогоплательщика только соответствующим законом субъекта РФ. При этом введению в действие такого закона должно предшествовать утверждение субъектом РФ результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 378.2 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 27.01.2014 N 03-05-05-01/2713, от 23.12.2013 N 03-05-04-01/56726, ФНС России от 21.03.2017 N БС-4-21/5023).
На основании п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества (далее - Перечень), указанных в пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (письмо Минфина России от 25.12.2015 N 03-05-05-01/76359).
На территории г. Москвы налог на имущество организаций установлен Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 64).
В соответствии с пп. 2.1 ст. 1.1 Закона N 64 на территории г. Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со ст. 1.1 Закона N 64 (далее - Перечень), утвержден постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление). При этом в приложении 2 к Постановлению отдельно поименованы нежилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Принадлежащий налогоплательщику объект недвижимости за кадастровым номером 77:06:0009001:2199 находится по адресу г. Москва, ул. Профсоюзная, д.7/12. В то же время указанный кадастровый номер в приложении 2 к Постановлению отсутствует.
При этом ст. 378.2 НК РФ не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов (п. 7 ст. 378.2, абзац 1 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, письмо ФНС России от 09.02.2015 N БС-4-11/1799).
Если объект недвижимости, принадлежащий организации на праве собственности, не включен в Перечень, то налоговая база в отношении данного объекта недвижимого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, то есть исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения (письма Минфина России от 20.01.2015 N 03-05-04-01/1246, от 18.03.2014 N 03-05-05-01/11682, от 14.02.2014 N 03-05-05-01/6177, от 06.02.2014 N 03-05-05-01/4765, от 18.12.2013 N 03-05-05-01/55962).
Таким образом, поскольку организация, применяющая УСН, в соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ обязана уплачивать налог на имущество только в отношении принадлежащих ей объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, то обязанность по уплате налога на имущество в отношении указанного нежилого помещения у организации отсутствует.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Налогообложение недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
31 января 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.