Организация (ООО, УСНО) планирует проведение рекламной кампании и хочет опубликовать на сайте компании объявление о проведении розыгрыша. Участие в розыгрыше бесплатное. Победитель получит денежный приз. Имеет ли право организация провести розыгрыш? Не нужны ли для этого лицензии (уведомления)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация вправе провести упомянутый в вопросе розыгрыш, если его условия не противоречат закону. Получать в связи с проведением такого мероприятия какие-либо лицензии либо уведомлять о его проведении какие-либо органы не требуется.
Обоснование вывода:
В соответствии с внесенными Федеральным законом от 28.12.2013 N 416-ФЗ изменениями в Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) и Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях) понятие "стимулирующая лотерея" исключено из законодательства.
Мероприятия (в том числе розыгрыши призов), призовой фонд которых формируется за счет средств организатора, а участие в которых не связано с внесением платы (как в рассматриваемом случае), не признаются лотереями (смотрите, в частности, ч. 1 ст. 17 Закона о лотереях). Законодательство о лотереях на такие мероприятия не распространяется (смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 07.04.2014 N Д09и-451, постановление Невинномысского городского суда Ставропольского края от 6 октября 2014 г. по делу N 5-1103/2014). Как разъяснено в упомянутом письме, проведение стимулирующих мероприятий является предметом нормативного правового регулирования Закона о рекламе.
Законодательство не содержит определения понятий "стимулирующее мероприятие", "рекламная акция" или "рекламная кампания". Единственное требование, установленное законом применительно к стимулирующим мероприятиям, состоит в том, что в рекламе, сообщающей о проведении такого мероприятия, должны быть указаны сроки его проведения, источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения (ст. 9 Закона о рекламе). Условия же проведения стимулирующего мероприятия определяются по усмотрению организатора.
Определенные ограничения, связанные с организацией и проведением стимулирующих мероприятий, могут устанавливаться применительно к мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенных категорий товаров, таких как, например, алкогольная продукция или лекарственные средства (ч.ч. 4, 5 ст. 21, ч. 10 ст. 24 Закона о рекламе).
Однако ни требования о необходимости получения лицензии либо иного разрешения для проведения стимулирующего мероприятия, ни требования о необходимости уведомления о проведения такого мероприятия каких-либо государственных органов нормативные акты не содержат.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
2 июля 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.