Организация является малым предприятием (не микропредприятием) и не относится к организациям, поименованным в ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Организация регулярно приобретает канцелярские товары и чистящие, моющие и прочие средства. Ассортимент достаточно большой. Как приходовать все перечисленные выше материалы? Необходимо ли перечислять каждую позицию отдельно, или возможны другие варианты оприходования и списания?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация имеет право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая учет материально-производственных запасов (МПЗ), предназначенных для управленческих нужд.
Данный способ заключается в признании расходов на приобретение таких МПЗ в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).
Обоснование позиции:
Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ (ч. 1 ст. 6 названного закона).
Часть 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ предусматривает возможность применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность), в частности, субъектами малого предпринимательства, при условии, что эти субъекты не являются организациями, поименованными в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. Например, такой возможности нет у организаций, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ.
Как мы поняли из вопроса, в данном случае организация, имеющая статус малого предприятия, не относится к субъектам, перечисленным в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, поэтому имеет право на применение упрощенных способов ведения учета и составления отчетности.
Из п. 10 ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ следует, что упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, устанавливаются специальным федеральным стандартом. На сегодняшний день такой стандарт не принят. Поэтому в силу ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения соответствующего стандарта организация, имеющая право на применение упрощенных способов, должна руководствоваться соответствующими правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными до вступления в силу Закона N 402-ФЗ.
Общие принципы и рекомендации по ведению бухгалтерского учета упрощенными способами изложены, в частности, в:
- Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 (далее - Информация N ПЗ-3/2016);
- Информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 (далее - Информация N ПЗ-3/2015);
- Общих принципах установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета (протокол N 7), 25 ноября 2015 года одобренных экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства, образованной Минфином России (далее - Общие принципы);
- Рекомендациях для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, изданных в 2013 году НП "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России" (далее - Рекомендации) и рекомендованных к применению Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства, созданной приказом Минфина России от 28.02.2013 N 67 (письмо Минфина России от 26.02.2014 N 07-01-06/8136);
- Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н (применяемых с учетом последующих изменений, произошедших в регулировании бухгалтерского учета) (далее - Типовые рекомендации).
С целью упрощения ведения бухгалтерского учета субъектами, указанными в ст. 6 Закона N 402-ФЗ, приказом Минфина России от 16.05.2016 N 64н (далее - Приказ N 64н) в отдельные положения по бухгалтерскому учету введены дополнительные к имеющимся упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Указанные изменения вступили в силу 20 июня 2016 года, а порядок их применения пояснил Минфин России в информационном сообщении от 24.06.2016 N ИС-учет-3 (далее - Информационное сообщение N ИС-учет-3).
В частности, изменения внесены в ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (далее - ПБУ 5/01), устанавливающее правила формирования в бухгалтерском учете информации о МПЗ, к которым, согласно п. 2 ПБУ 5/01, относятся в том числе сырье и материалы, используемые для управленческих нужд организации.
Прежде всего отметим, что п. 3 ПБУ 5/01 предусматривает самостоятельный выбор организацией (даже не имеющей права на применение упрощенных способов учета) единицы бухгалтерского учета МПЗ. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей МПЗ может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п. При этом выбор организации должен обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.
В свою очередь, организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может, в частности:
1) оценивать приобретенные МПЗ по цене поставщика. При этом все иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ (вознаграждения, уплаченные посреднической организации, через которую приобретены запасы; затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования; затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях; суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением запасов; др.), включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены (п. 13.1 ПБУ 5/01).
В таком случае при приобретении материалов, запасов и т.п. в учете организации могут делаться записи:
Дебет 10 Кредит 60
- оприходованы материалы по цене поставщика;
Дебет 20 (25, 26 и др.) Кредит 60 (70, 76 и др.)
- иные затраты, связанные с приобретением материалов, учтены в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены;
2) признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.2 ПБУ 5/01).
При применении данного упрощенного способа проводки могут быть следующими:
Дебет 20 (25, 26 и др.) Кредит 60 (70, 76 и др.)
- приобретенное сырье, материалы и пр. включены в себестоимость продукции.
Обратите внимание, что организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, но не являющаяся микропредприятием, может признавать указанные затраты в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме при условии, что характер деятельности такой организации не предполагает наличие существенных остатков МПЗ. При этом существенными остатками МПЗ считаются такие остатки, информация о наличии которых в бухгалтерской отчетности организации способна повлиять на решения пользователей бухгалтерской отчетности этой организации (абзац 2 п. 13.2 ПБУ 5/01);
3) признавать расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.3 ПБУ 5/01), что сопровождается записями:
Дебет 20 (25, 26 и др.) Кредит 60 (70, 76 и др.)
- приобретены канцтовары (моющие средства и пр.).
Как видим, такой способ учета не предполагает формирование в бухгалтерском учете организации и отражение в бухгалтерской отчетности остатков МПЗ, предназначенных для управленческих нужд (в том числе по фактической себестоимости единицы бухгалтерского учета МПЗ (номенклатурного номера, партии, однородной группы и т.п) (Информационное сообщение N ИС-учет-3 (ч. 3)). Иными словами, формировать данные о стоимости конкретной партии, например, мыла не требуется. С учетом положений п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008) для рационального ведения бухгалтерского учета, по нашему мнению, достаточным будет определение общей стоимости канцтоваров, а также хозтоваров на основании накладной поставщика.
Применение тех или иных упрощенных способов, в том числе бухгалтерского учета МПЗ, является правом организации. Руководствуясь п.п. 4, 6, 7 ПБУ 1/2008, организация самостоятельно, в том числе исходя из условий хозяйствования и величины организации, выбирает допускаемый законодательством способ бухгалтерского учета (либо разрабатывает его), учитывая основные принципы формирования учетной политики. Напомним, это требования полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, а также рациональности.
В Информационном сообщении N ИС-учет-3 также разъясняется, что решение о применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета принимается организацией самостоятельно; какие-либо обязательные требования по применению таких упрощенных способов Приказом N 64н не вводятся. Малое предприятие имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). Выбор отдельных упрощенных способов ведения бухгалтерского учета осуществляется исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. При этом обращается внимание на необходимость руководствоваться допущениями и требованиями к учетной политике, предусмотренными ПБУ 1/2008, в частности, требованиями полноты и рациональности. Смотрите также п. 1.2 Информации N ПЗ-3/2016, п. 1.2 Информации N ПЗ-3/2015, п.п. 6, 8 Типовых рекомендаций, п. 4 Общих принципов.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация может самостоятельно выбрать тот или иной способ ведения учета МПЗ, предназначенных для управленческих нужд и их списания: либо предусмотренный п. 13.1 ПБУ 5/01, либо установленный п. 13.3 ПБУ 5/01, либо общеустановленный порядок. При этом не видим препятствий для ведения отдельных операций (например, по формированию себестоимости и учету готовой продукции или незавершенного производства) в прежнем порядке. Иными словами, МПЗ, предназначенные для управленческих нужд, могут учитываться в упрощенном порядке, а сырье и материалы, используемые в производстве - в общеустановленном порядке, что следует в том числе из п.п. 13.2 и 13.3 ПБУ 5/01.
Согласно п. 10 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики организации может производиться, в частности, в случаях разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Изменение учетной политики в общем случае производится с начала отчетного года и оформляется организационно-распорядительной документацией организации (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) (п.п. 8, 11, 12 ПБУ 1/2008).
К сведению:
Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01), и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе МПЗ. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (абзац 4 п. 5 ПБУ 6/01).
Тот же порядок учета малоценных основных средств (ОС) установлен для малых предприятий (п. 13 Рекомендаций). Такое имущество, как чайники, микроволновые печи, холодильники, как правило, отвечают требованиям п. 4 ПБУ 6/01, но их стоимость может быть меньше лимита стоимости ОС, установленного в учетной политике организации. Поэтому поименованные приобретения в силу положений абзац 4 п. 5 ПБУ 6/01 могут учитываться в составе МПЗ в порядке, установленном ПБУ 5/01, в том числе с учетом положений п. 13.3 ПБУ 5/01, что не отменяет необходимости осуществлять контроль за такого рода вещами до полного их выбытия (абзац 4 п. 5 ПБУ 6/01).
Такой контроль осуществляется, как правило, на забалансовом счете, например, 012 "Учет малоценных ОС". Из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, следует, что учет имущества на забалансовых счетах осуществляется в количественном и стоимостном выражении.
В связи с этим, по нашему мнению, учет малоценных ОС на забалансовом счете целесообразно осуществлять по цене их приобретения, указанной в товаросопроводительных документах.
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;
- Энциклопедия решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Ответ прошел контроль качества
20 марта 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.