Организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Организация занимается выполнением кадастровых работ. При проведении кадастровых работ необходимо запросить выписку из ЕГРН. Организация запросила выписку из ЕГРН об объекте недвижимости и кадастровый план территории. Организация оплачивает услуги через Интернет с помощью системы электронного кошелька "КИВИ". Может ли организация включить суммы оплаты в расходы в целях налогообложения УСН (из подтверждающих документов имеется распечатанная квитанция с отметкой "Оплачено электронно")?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации при определении объекта налогообложения по УСН ваша организация может учесть только плату за предоставление выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в общем случае сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее также - ЕГРН), аналитическая и иная информация предоставляются за плату. Размер такой платы установлен приказом Министерства экономического развития РФ от 10.05.2016 N 291, порядок ее взимания и возврата утвержден приказом Министерства экономического развития РФ от 23.12.2015 N 967.
Таким образом, плата за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, является платой за оказанные услуги, то есть не является государственной пошлиной (смотрите также письмо Минфина России от 29.12.2010 N 03-05-06-03/141).
Такой вид расходов, как плата за предоставление сведений из ЕГРН, прямо не указан в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Вместе с тем в пп. 28 п. 1 ст. 346.16 НК РФ указаны расходы в виде платы за предоставление информации о зарегистрированных правах.
В ЕГРН содержится в том числе информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, которая предоставляется по запросам заинтересованных лиц путем выдачи соответствующих выписок из ЕГРН (ч. 1 ст. 7 Закона N 218-ФЗ, п. 4 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития России от 23.12.2015 N 968).
Следовательно, плата за услуги по предоставлению информации из ЕГРН о зарегистрированных правах может учитываться при определении объекта налогообложения по УСН.
В рассматриваемой ситуации организация оплатила услуги за предоставление выписки из ЕГРН об объекте недвижимости, форма выписки утверждена приказом Министерства экономического развития России от 25.12.2015 N 975, и кадастрового плана территории, рекомендованный образец утвержден приказом Министерства экономического развития России от 20.06.2016 N 378.
Из анализа формы выписки из ЕГРН об объекте недвижимости (приложение N 1 к приказу Министерства экономического развития РФ от 25.12.2015 N 975) и рекомендованного образца кадастрового плана территории (приложение N 8 к приказу Министерства экономического развития РФ от 20.06.2016 N 378) следует, что информация о зарегистрированных правах содержится только в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости.
Следовательно, информацию о зарегистрированных правах организация может получить только из выписки из ЕГРН об объекте недвижимости.
Учитывая изложенное и то, что расходы, не указанные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, в целях налогообложения не учитываются (письма Минфина России от 13.02.2013 N 03-11-06/2/3694, от 20.12.2012 N 03-11-06/2/147, от 07.12.2012 N 03-11-06/2/144), считаем, что при определении объекта налогообложения по УСН организация вправе учесть только плату за предоставление выписки из ЕГРН об объекте недвижимости.
При этом согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы учитываются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть они должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.
При этом НК РФ не устанавливает конкретного перечня документов, которые необходимо оформлять для подтверждения расходов, и не предъявляет каких-либо требований к оформлению таких документов. По мнению официальных органов, расходы могут подтверждаться первичными документами, которыми оформляются факты хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета. Такие документы должны содержать реквизиты первичного документа, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (письмо Минфина России от 22.02.2013 N 03-03-06/1/5002).
В рассматриваемой ситуации плата за предоставление сведений (информации) из ЕГРН была произведена электронными денежными средствами.
Согласно ч. 9 ст. 10 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ) при переводе электронных денежных средств юридические лица или индивидуальные предприниматели могут являться получателями средств, а также плательщиками в случае, если получателем средств является физическое лицо, использующее электронные средства платежа, указанные в ч. 2 ст. 10 Закона N 161-ФЗ, либо физическое лицо, прошедшее процедуру упрощенной идентификации.
Сведения (информацию) из ЕГРН предоставляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, то есть юридическое лицо. Поэтому в силу указанного ограничения перевод электронных денежных средств за услугу по предоставление сведений (информации) из ЕГРН могло произвести только физическое лицо - работник, действующий в интересах организации.
Следует отметить, что организация при приеме денежных средств с использованием электронных средств платежа от физического лица за оказываемые услуги обязана применять ККТ (письма ФНС России от 02.02.2017 N ЕД-4-20/1848@, от 02.02.2017 N ЕД-4-20/1850@, Минфина России от 25.08.2017 N 03-01-15/54870, от 15.08.2017 N 03-01-15/52359, от 21.07.2017 N 03-01-15/46714, от 20.07.2017 N 03-01-15/46238, от 13.07.2017 N 03-01-15/44654).
Таким образом, в общем случае физическому лицу должны были предоставить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные физическим лицом (п. 5 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа").
Однако в рассматриваемой ситуации у организации отсутствует кассовый чек и бланк строгой отчетности.
Вместе с тем, как было указано ранее, НК РФ не установлен перечень документов, которыми подтверждаются расходы. Суды, руководствуясь этим, считают, что при решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов для целей налогового учета необходимо исходить из того, подтверждают ли представленные налогоплательщиком документы произведенные им расходы или нет. То есть условием для включения понесенных затрат в состав расходов является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически понесены (смотрите постановления ФАС Московского округа от 02.04.2010 N КА-А40/2846-10 по делу N А40-48569/08-14-170, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 N 11АП-21855/13, ФАС Северо-Западного округа от 18.02.2008 N А56-52410/2006).
На основании изложенного считаем, что имеющаяся у вас выписка из ЕГРН об объекте недвижимости и квитанция подтверждают понесенные расходы. Поэтому ваша организация может учесть в целях налогового учета расходы по услугам по предоставлению выписки из ЕГРН об объекте недвижимости.
Обращаем Ваше внимание, что данная точка зрения является нашим экспертным мнением. Официальные разъяснения и судебную практику по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Журавлев Вячеслав
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
26 марта 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.