Организация при осуществлении расчетов с подотчетными лицами принимает от них бланки строгой отчетности (далее - БСО) магазинов розничной торговли, заполненные комбинированным способом (товарные чеки, квитанции). Судя по отсутствию кассовых чеков, продавцы применяют ЕНВД. Имеет ли организация право принимать к учету указанные документы, заполненные комбинированным способом?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация в рассматриваемой ситуации вправе принимать к учету товарные чеки и квитанции, заполненные комбинированным способом, если они удовлетворяют требованиям прежней редакции Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа".
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 6.3 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами.
Конкретного перечня документов, подтверждающих факт осуществления подотчетным лицом расходов за счет выданных ему наличных денег, не установлено.
Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее - Закон N 290-ФЗ) до 01.07.2018 индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими ПСН, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ (в том числе и розничной торговли), могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) (далее - Документ), в порядке, установленном Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ).
Следовательно, в настоящее время Документы могут прилагаться к авансовому отчету для подтверждения расходования подотчетным лицом выданных ему наличных денежных средств. Полагаем, что именно их в рассматриваемой ситуации и прикладывает к авансовому отчету подотчетное лицо, поскольку БСО, оформляемые без использования контрольно-кассовой техники, при расчетах за товары не применяются (ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ, п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ).
Согласно п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ, Документ должен содержать следующие реквизиты:
- наименование;
- порядковый номер и дату его выдачи;
- наименование (для организации), фамилия, имя, отчество (для индивидуального предпринимателя);
- ИНН;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего Документ, и его личную подпись.
Законодательство не устанавливает требований к конкретному способу заполнения Документов. В этой связи считаем, что они могут быть заполнены от руки, автоматизированным или комбинированным способом (дополнительно смотрите постановление ФАС Поволжского округа от 02.10.2007 N А72-6677/06-12/228).
Заметим, что согласно действующим нормативным правовым актам подотчетное лицо не обязано прилагать к авансовому отчету какие-либо документы, подтверждающие:
- применение организацией (индивидуальным предпринимателем), у которого им приобретались товары, какого-либо специального налогового режима;
- факт применения (неприменения) такой организацией (индивидуальным предпринимателем) контрольно-кассовой техники.
Таким образом, считаем, что организация в рассматриваемой ситуации вправе принять к учету авансовый отчет с приложенными к нему Документами (товарными чеками, квитанциями), удовлетворяющими требованиям п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ, заполненными комбинированным способом.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
22 августа 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.