Физическое лицо сдает в аренду помещение организации (на общей системе налогообложения), в которой является учредителем. Арендатор является обществом с ограниченной ответственностью, в котором физическое лицо - арендодатель является единственным участником (размер доли в уставном капитале - 100%). Физическое лицо является резидентом РФ. Организация оплачивает ему арендную плату, включает их в расходы и перечисляет в бюджет НДФЛ в размере 13% за арендодателя. 1. Поскольку здание - нежилое, то может ли данная деятельность расцениваться как предпринимательская? 2. Если аренду оформить на ИП (УСН с объектом налогообложения "доходы"), не возникнет ли вопрос аффилированности юридического лица и ИП, так как арендодатель является учредителем? Не возникнут ли в этом случае претензии со стороны налоговых органов?
1. В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В ст. 608 ГК РФ предусмотрено, что право сдачи в аренду (внаем) недвижимого имущества предоставлено собственнику такого имущества. Иных требований к статусу арендодателя нормами ГК РФ не установлено.
Однако на практике в связи со сдачей гражданином в аренду принадлежащего ему имущества нередко возникает вопрос о необходимости государственной регистрации такого гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Такая необходимость основана на определении, содержащемся в ст. 2 ГК РФ, согласно которому квалифицирующим признаком предпринимательской деятельности является систематическое получение прибыли, в частности, от пользования имуществом, и на норме п. 1 ст. 23 ГК РФ, в соответствии с которой гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (далее также - предприниматель).
Вместе с тем, как отмечает судебная практика, наличия одного лишь договора аренды недостаточно для вывода о том, что арендодатель - гражданин в соответствующем случае нарушил требование закона о необходимости зарегистрироваться в качестве предпринимателя. Для того чтобы сделать такой вывод, требуется установить факт систематического получения прибыли от передачи имущества в возмездное пользование другому лицу (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2008 N 11АП-6976/2008).
Мнение о критериях осуществления предпринимательской деятельности в связи со сдачей гражданином в аренду принадлежащего ему имущества высказала также ФНС России в письме от 08.02.2013 N ЕД-3-3/412@. В письме подчеркивается, что признаки предпринимательской деятельности носят оценочный характер, поэтому квалифицировать в соответствии с ними деятельность физического лица по сдаче в аренду собственного имущества возможно только при наличии полной и всесторонней информации обо всех обстоятельствах его деятельности. Вместе с тем ФНС России отметила, что о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, следующие факты:
- изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации;
- хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок;
- взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенный период времени сделок;
- устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.
При наличии достаточных оснований считать, что вышеуказанные признаки имеются в наличии, физическое лицо обязано зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица. При отсутствии вышеуказанных признаков физическое лицо, сдающее имущества в аренду, вправе не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (письма Минфина РФ от 16.08.2010 N 03-04-05/3-462; от 17.11.2009 N 03-04-05-01/808; от 22.09.2006 N 03-05-01-03/125).
По рассматриваемому вопросу следует обратить внимание также на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23. В соответствии с п. 2 данного постановления в тех случаях, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаймы и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере), содеянное им не влечет уголовной ответственности за незаконное предпринимательство. По сути, данный вывод означает, что сдача в аренду недвижимого имущества при указанных условиях не является предпринимательской деятельностью.
Вопрос о том, является ли сдача имущества в аренду предпринимательской деятельностью, в каждом конкретном случае должен решаться с учетом целого ряда факторов, а именно с учетом длительности периода аренды, направленности действий на систематическое получение прибыли и другое. Аналогичной позиции придерживаются и судебные органы (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 04.09.2008 N А57-6655/07, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2006 N Ф08-6481/2006-2689-А, ФАС Волго-Вятского округа от 28.04.2004 N А38-4668-5/85-2004).
При этом обращаем Ваше внимание на то, что имеется положительная судебная практика, не признающая предпринимательской деятельностью сдачу имущества учредителя общества с ограниченной ответственностью (далее также - ООО, общество) в аренду этому обществу (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Томского областного суда от 07.06.2013 по делу N 33-1604/2013).
2. Прежде всего отметим, что согласно ст. 53.2 ГК РФ в случаях, если указанный Кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом.
Понятие и признаки аффилированных лиц содержатся в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Данной статьей установлено, что аффилированными признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В частности, аффилированными по отношению друг к другу являются юридическое лицо и лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.
Исходя из изложенного единственный учредитель ООО и само это общество являются аффилированными лицами по отношению друг к другу. При этом вышеприведенная норма не связывает возникновение отношений аффилированности между обществом и его учредителем с наличием или отсутствием у такого учредителя статуса индивидуального предпринимателя (далее также - ИП) или наличием между учредителем и обществом договорных отношений. Иными словами, независимо от того, является ли учредитель общества, владеющий 100% голосов, приходящихся на составляющие уставный капитал доли данного юридического лица, индивидуальным предпринимателем или нет, заключены ли между этим учредителем и обществом какие-либо договоры или нет, такие учредитель и общество являются аффилированными лицами по отношению друг к другу.
Также обращаем Ваше внимание на то, что Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) не связывает возникновение каких-либо налоговых последствий с наличием или отсутствием у налогоплательщиков статуса аффилированных лиц. Однако данный Кодекс оперирует таким понятием, как взаимозависимые лица.
В соответствии с п. 1 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми для целей налогообложения признаются лица, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.
В частности, согласно пп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ в целях налогообложения взаимозависимыми лицами признаются физические лица в случае, если они прямо и (или) косвенно участвуют в такой организации и доля такого участия составляет более 25%.
Очевидно, что единственный учредитель организации и общество являются взаимозависимыми лицами. При этом, как и в случае с аффилированностью, нормы НК РФ не связывают возникновение статуса взаимозависимых лиц с наличием или отсутствием у учредителя статуса ИП.
Пунктом 1 ст. 105.3 НК РФ установлено, что в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с Разделом V.1 НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.
Иными словами, если взаимозависимость сторон влияет на условия сделки, лицу, признавшему доходы по такой сделке для целей налогообложения, может быть доначислен соответствующий налог из расчета дохода, который имел бы место по сопоставимой сделке, если бы ее стороны не были взаимозависимыми.
В то же время согласно п. 3 ст. 105.3 НК РФ при определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения (далее - цена, примененная в сделке), указанная цена признается рыночной, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России), не доказано обратное.
При этом из п. 1 ст. 105.17 НК РФ следует, что контроль соответствия цен и проверка полноты и правильности исчисления и уплаты налогов в связи с их применением проводятся ФНС России в отношении контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами в рамках специальных проверок. Контроль соответствия цен по таким сделкам рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок, проводимых территориальными налоговыми органами.
Иначе говоря, не любая сделка между взаимозависимыми лицами может привести к корректировке налоговой базы у сторон сделки. Такие последствия могут наступить только в случаях, когда такая сделка признается контролируемой в соответствии с критериями, которые установлены НК РФ.
На основании п. 1 ст. 105.14 НК РФ в целях налогового законодательства контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей).
В силу п. 2 ст. 105.14 НК РФ сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признается контролируемой, если имеет место хотя бы одно из обстоятельств, указанных в этой норме, соблюдаются суммовые критерии, которые предусмотрены п. 3 ст. 105.14 НК РФ, и сделка не входит в перечень сделок, не признаваемых контролируемыми в силу п. 4 ст. 105.14 НК РФ.
В частности, сделки между вышеуказанными взаимозависимыми лицами являются контролируемыми, если:
- сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
- хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
Физические лица не признаются плательщиками налога на прибыль организаций на основании п. 1 ст. 246 НК РФ независимо от того, имеют ли они статус ИП или нет. То есть в данном случае одна из сторон сделки (физическое лицо - единственный учредитель) не является плательщиком налога на прибыль организаций, поэтому указанная в вопросе сделка отвечает критерию контролируемой сделки, предусмотренному в пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
Одновременно следует принимать во внимание, что согласно п. 3 ст. 105.14 НК РФ сделки, предусмотренные (в том числе) пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн. руб. В соответствии с п. 9 ст. 105.14 НК РФ для целей данной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ (смотрите дополнительно письмо Минфина России от 09.02.2015 N 03-01-18/5309).
Таким образом, договор аренды, указанный в вопросе, может быть отнесен к контролируемой сделке в силу положений закона лишь в том случае, если сумма доходов по всем сделкам между учредителем и ООО за соответствующий календарный год будет превышать 60 млн. рублей.
Если же доход по сделкам между указанными лицами будет меньше, то договор аренды, указанный в вопросе, может быть признан контролируемой сделкой только в судебном порядке по заявлению ФНС России при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным прочими нормами ст. 105.14 НК РФ (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).
Вместе с тем Минфин России в письме от 26.10.12 N 03-01-18/8-149 указал, что в случаях совершения между взаимозависимыми лицами сделок, не отвечающих признакам контролируемых, в которых исчисление налоговой базы осуществляется на основании положений отдельных статей части второй НК РФ исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, в целях определения фактической цены сделки со стороны налоговых органов возможно применение методов, установленных гл. 14.3 НК РФ (смотрите также письма Минфина России от 01.03.2013 N 03-07-11/6175, от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145, ФНС России от 02.11.2012 N ЕД-4-3/18615@).
Таким образом, при идентичных коммерческих условиях договоров аренды недвижимости и для взаимозависимых лиц, и для иных лиц в случае установления разной стоимости аренды одного квадратного метра не исключено возникновение спора с налоговыми органами о получении организацией необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, при установлении арендной платы в размерах ниже рыночных нельзя исключать и вероятность возникновения претензий со стороны налоговых органов к арендодателю-учредителю по вопросам возникновения у него неучтенных для целей налогообложения доходов.
В связи с этим с целью минимизации налоговых рисков при установлении цены сделки с взаимозависимым лицом рекомендуем ориентироваться на рыночный уровень цен.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
14 июля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.