Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Индивидуальный предприниматель (ювелир) объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в деятельности не использует, отходов не имеет, использует воду для бытовых нужд (при мытье посуды). ИП всегда вносил плату за негативное воздействие на окружающую среду (плату за отходы) и представлял необходимые декларации и расчеты, однако с 2017 года для сдачи декларации по электронным каналам связи необходимо уплатить единоразово 2500 руб. Является ли ИП плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду? Если является, то может ли он сдавать отчетность в бумажном виде?

Индивидуальный предприниматель (ювелир) объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в деятельности не использует, отходов не имеет, использует воду для бытовых нужд (при мытье посуды). ИП всегда вносил плату за негативное воздействие на окружающую среду (плату за отходы) и представлял необходимые декларации и расчеты, однако с 2017 года для сдачи декларации по электронным каналам связи необходимо уплатить единоразово 2500 руб. Является ли ИП плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду? Если является, то может ли он сдавать отчетность в бумажном виде?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если в процессе деятельности индивидуального предпринимателя образуются исключительно твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) либо он использует воду для бытовых нужд, то он не является лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), поскольку в этих случаях загрязняющие вещества не поступают в окружающую среду напрямую. В данном случае плательщиком платы за НВОС будет специализированная организация, соответствующая статусу оператора по обращению с ТКО, или организации водопроводно-канализационного хозяйства.
В то же время, если в процессе работы предпринимателя помимо ТКО образуются иные отходы производства и потребления, он, как собственник данных отходов, обязан будет платить за НВОС и подавать соответствующую декларацию. Однако при годовом размере платы за НВОС за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей сдавать Декларацию о плате за НВОС можно на бумажном носителе.

Обоснование вывода:
Общие требования в области охраны окружающей среды установлены Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Согласно ст. 1 Закона N 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду (далее - НВОС) является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ, а именно за:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению. Иными словами, в случае, если в деятельности хозяйствующего субъекта образуются ТКО, то плату за НВОС он не вносит, поскольку данная обязанность возложена на организацию, с которой у него (или у арендодателя) заключен договор на вывоз мусора.
Исходя из п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, плату за НВОС обязаны вносить те юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и (или) иная деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и ИП, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 (далее - Критерии).
Обращаем внимание, что само по себе образование отходов в соответствии с Критериями не является признаком отнесения объектов к какой-либо из четырех категорий объектов НВОС.
В случае, если на объекте образуются отходы, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия, указанные в Критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС (п. 5 письма Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 (далее - Письмо)).
В рассматриваемой ситуации в деятельности ИП использует воду для бытовых нужд (мытье посуды) с использованием соды.
Отношения между абонентами и организациями, осуществляющими водоотведение (организациями водопроводно-канализационного хозяйства), регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения (утверждены постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила)).
Понятие использования вод для бытовых нужд в законодательстве об охране окружающей среды не установлено, вместе с тем при определении данного термина возможно руководствоваться законодательством о водоснабжении и водоотведении.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
При этом сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать требованиям, указанным в п. 113 Раздела VI Правил, в частности, не содержать вещества, указанные в приложении 4 к Правилам. Сода, в количестве, используемом предпринимателем, по нашему мнению, не входит в указанный перечень.
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации ИП как абонент осуществляет использование вод для бытовых нужд. Образование твердых коммунальных отходов в деятельности ИП (бумага и прочее) также не приводит к необходимости вносить плату за НВОС.
Следует обратить внимание, что в случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п.п. 1-4, 7, 8 Критериев, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС (п. 4 Письма).
В то же время и ранее сброс в канализацию сточных вод (не содержащих загрязняющих веществ) или образование бытовых отходов не приводило к появлению у хозяйствующего лица обязанности плательщика платы за загрязнение окружающей природной среды, поскольку в этих случаях загрязняющие вещества не поступают в окружающую среду напрямую (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.08.2006 N 44-Г06-13, постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14561/08, а также постановления ФАС Поволжского округа от 17.03.2010 N А55-15472/2009 и от 21.02.2008 N А65-8109/07, ФАС Северо-Западного округа от 01.03.2010 N Ф07-11130/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 24.02.2010 N А79-5609/2009, ФАС Центрального округа от 03.02.2010 N А23-1764/09А-11-67).
Что касается вопроса о предоставлении отчетности в бумажном виде, отметим, что Форма и порядок представления декларации о плате за НВОС утверждены приказом Минприроды РФ от 09.01.2017 N 3 (далее - Порядок).
При этом Приказом предусмотрено представление Декларации на бумажном носителе в следующих случаях:
- в случае отсутствия у лица, обязанного вносить плату, электронной подписи - для декларации о плате за 2016 год или
- при годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 4 Порядка.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

29 мая 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.