В каком порядке ИП (общая система налогообложения) следует обращаться за возвратом излишне уплаченных страховых взносов за периоды 2014 и 2015 годов с доходов, превышающих 300 тыс. руб. (в свете принятия постановления Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налоговые органы исполняют полномочия по осуществлению возврата сумм страховых взносов, в том числе за периоды, истекшие до 01.01.2017, по решениям ПФР.
Плательщику страховых взносов, имеющему переплату по страховым взносам, образовавшуюся за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, заявление о возврате сумм излишне уплаченных взносов следует направлять в территориальный орган ПФР.
Указанная переплата ИП может быть выявлена по результатам совместной сверки расчетов с ПФР.
При несогласии с отраженными в акте сверки сведениями плательщик страховых взносов вправе обратиться в арбитражный суд. Последний при рассмотрении такого спора не вправе применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным КС РФ истолкованием.
Обоснование позиции:
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ..." (далее - Закон N 243-ФЗ), наделивший налоговые органы полномочиями по администрированию страховых взносов в ПФР, ФСС России (в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и ФФОМС: в НК РФ внесены соответствующие поправки, а также введена глава 34 "Страховые взносы" (п.п. 8, 11 ст. 1 Закона N 243-ФЗ) (смотрите также материал "С 1 января 2017 г. администрирование страховых взносов возложено на ФНС России (информация УФНС России по Амурской области от 27 января 2017 г.)").
Ранее порядок уплаты страховых взносов регулировался Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с ним (часть 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели (далее - ИП) признавались плательщиками страховых взносов по двум основаниям:
- как лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пп. "б" п. 1 части 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ);
- как лица, занимающиеся частной практикой (п. 2 части 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ).
То есть за себя ИП уплачивал страховые взносы в фиксированном размере в соответствии со ст. 14 Закона N 212-ФЗ как лицо, занимающееся частной практикой, которое в соответствии с частью 2 ст. 5 Закона N 212-ФЗ признавалось плательщиком страховых взносов, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно п. 2 части 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, если величина дохода у ИП за расчетный период превышает 300 000 рублей, то размер страховых взносов, уплачиваемых за себя, рассчитывался как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 части 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
В целях применения положений части 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих НДФЛ, учитывался в соответствии со ст. 227 НК РФ (часть 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ). При этом Закон N 212-ФЗ по общему правилу не устанавливал обязанности по предоставлению отчетности в органы контроля за уплатой страховых взносов для ИП, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П (далее - Постановление N 27-П) признано, что взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты физлицам, не противоречат Конституции РФ. По своему конституционно-правовому смыслу они предполагают, что для данной цели доход такого ИП подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Постановление N 27-П окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Оно размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru), текст Постановления N 27-П опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 02.12.2016.
С 01.01.2017 на страховые взносы распространены положения главы 12 НК РФ, регламентирующие порядок зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм (п.п. 60, 61 ст. 1, п. 1 ст. 5 Закона N 243-ФЗ) - зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов будет осуществляться в соответствии с правилами ст.ст. 78 и 79 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2017):
- сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов (п. 1.1 ст. 78 НК РФ);
- сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов. Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в соответствии со ст. 78 НК РФ (п. 1.1 ст. 79 НК РФ).
Одновременно с этим необходимо учитывать определенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ..." (далее - Закон N 250-ФЗ) переходные положения, сохраняющие за внебюджетными фондами, в том числе за ПФР, обязанность по (смотрите также информацию ФСС России от 29.08.2016 "Федеральные законы, изменяющие с 1 января 2017 года действующий порядок администрирования страховых взносов в ФСС РФ"):
- осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года (ст. 20 Закона N 250-ФЗ);
- исполнению обязанности по приему расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года (ст. 23 Закона N 250-ФЗ).
На основании п. 1 ст. 21 Закона N 250-ФЗ орган ПФР принимает решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления страхователя (смотрите также Информацию Пенсионного фонда России от 06.12.2016 "О функциях администрирования Пенсионного фонда РФ").
Условием для принятия решения о возврате является отсутствие у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (п. 3 ст. 21 Закона N 250-ФЗ). Причем в случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, срок на принятие решения о возврате исчисляется со дня завершения органом ПФР камеральной проверки указанного расчета (п. 2 ст. 21 Закона N 250-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 21 Закона N 250-ФЗ принятое ПФР решение о возврате на следующий день после его принятия направляется в соответствующий налоговый орган.
Налоговые органы исполняют полномочия по осуществлению зачета (возврата) сумм страховых взносов, в том числе за периоды, истекшие до 01.01.2017, по решениям ПФР и ФСС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/insprem/, Информация Федеральной налоговой службы "Страховые взносы 2017").
В п. 5.3 письма ФНС России, Правления ПФР и ФСС от 26.01.2017 N БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П подтверждено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов территориальный орган ПФР, территориальный орган ФСС России направляют его в УФНС России. Для возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов ИФНС России оформляет заявку на возврат указанных сумм и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Таким образом, плательщику страховых взносов, имеющему переплату по страховым взносам, образовавшуюся за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, заявление о возврате сумм излишне уплаченных взносов следует направлять в территориальный орган ПФР.
Рекомендуемая форма такого заявление размещена на официальном сайте ПФР (http://www.pfrf.ru/strahovatelyam/samozaniatoe/vozvrat_summ/). Для проведения возврата (возврата) необходимо, прежде всего, наличие (выявление) такой переплаты. Она может быть обнаружена как самим плательщиком, так и органом контроля (части 3, 4 ст. 26 Закона N 212-ФЗ, п.п. 3, 14 ст. 78 НК РФ, п.п. 3-5 постановления ПФР от 15.12.2009 N 310п "Об утверждении Порядка осуществления зачетов, возвратов излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов").
Переплата определяется как разность между суммами страховых взносов, отраженными в представленном в ПФР расчете, и уплаченными суммами и может быть выявлена, например, в ходе камеральных или выездных проверок или в результате совместной сверки расчетов. В любом случае для принятия решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов по заявлению плательщика необходимо, чтобы размер переплаты был согласован ПФР и плательщиком. В случае отказа провести сверку расчетов или несогласия с отраженными по данным ПФР сведениями плательщик страховых взносов вправе обжаловать в суде действия (бездействие) его должностных лиц. Судебное обжалование актов ПФР и ФСС РФ, действий (бездействия) его должностных лиц производится организациями и индивидуальными предпринимателями - путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (часть 3 ст. 54 Закона N 212-ФЗ).
С момента вступления в силу постановления КС РФ о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ в данном КС РФ истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным КС РФ в этом постановлении истолкованием. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления КС РФ (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления КС РФ) не вправе применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным КС РФ в этом постановлении истолкованием (ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ) (смотрите также определение КС РФ от 11.11.2008 N 556-О-Р).
При рассмотрении споров между ПФР и предпринимателями по вопросам исчисления страховых взносов за 2014-2015 гг. суды в настоящее время учитывают выводы Постановления N 27-П, принимая решения в пользу ИП (смотрите, например, постановления АС Волго-Вятского округа от 20.12.2016 N Ф01-5560/16 по делу N А43-362/2016, Северо-Кавказского округа от 25.01.2017 N Ф08-10446/16 по делу N А32-15602/2016, от 03.02.2017 N Ф08-38/17 по делу N А15-693/2016, Уральского округа от 20.01.2017 N Ф09-11486/16 по делу N А07-11397/2016, Центрального округа от 26.12.2016 N Ф10-5472/16 по делу N А08-1337/2016, от 26.12.2016 N Ф10-5575/16 по делу N А08-2320/2016, Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016 N 05АП-9531/16, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 N 12АП-12540/16, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 N 13АП-27887/16, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2017 N 15АП-18521/16).
Доводы судей, представленные в решениях, возможно, позволят убедить ПФР в правомерности возврата взносов.
Руководствуются указанным постановлением КС РФ и нотариусы (письмо Федеральной нотариальной палаты от 26.12.2016 N 4849/03-16-3).
Если сумма переплаченных пенсионных взносов будет возвращена предпринимателю, возникнет вопрос корректировки налоговых обязательств по НДФЛ, поскольку возвращенные взносы ранее были учтены в составе налоговых вычетов ИП.
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Администрирование страховых взносов с 1 января 2017 года;
- Энциклопедия решений. Порядок зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (по 31 декабря 2016 года);
- Энциклопедия решений. Порядок зачета (возврата) налоговым органом излишне уплаченных сумм налога (пеней, штрафов) по заявлению налогоплательщика;
- Энциклопедия решений. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;
- Энциклопедия решений. Обжалование актов ПФР и ФСС РФ, действий или бездействия их должностных лиц (по 31 декабря 2016 года).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
10 февраля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.