ООО оказывает транспортно-экспедиторские услуги, находится на УСН (15%) и выставляет счета и акты на оказанные услуги с указанием общей суммы, в которую входит стоимость за услуги сторонних организаций (третьих лиц), которых ООО-экспедитор привлек к выполнению необходимых работ по перевалке груза, работ в порту и других необходимых работ, помимо этого, по договору возмездного оказания услуг ООО-экспедитор выставляет счета и акты на дополнительные расходы (не зависящие от работы самого экспедитора), такие как хранение груза, простои и т.д. Дополнительные расходы выставляются клиенту отдельно с приложением подтверждающих документов (выставленных в адрес ООО-экспедитора копий счетов-фактур, актов и т.д.). Таким образом, доход формируется за счет общей суммы и дополнительных расходов (которые как бы перевыставляются клиенту). Доходы уменьшаются на сумму выставленных счетов от организаций (третьих лиц), привлеченных к работе по транспортно-экспедиционному обслуживанию, в том числе и на дополнительные расходы, а также на заработную плату сотрудников и на другие расходы самого экспедитора, таким образом формируется прибыль по УСН. Клиенту, которому оказывается услуга, выдаются на руки: поручение экспедитора с отметкой о получении данного документа, счет и акт выполненных работ (указывается сумма, равная ставке, умноженной на тонны), а также счет и акт на дополнительные расходы с приложением подтверждающих документов (копии заверены). Дополнительные расходы - это расходы, возникшие по вине самого клиента (например, не было нужного документа, товар из-за этого разместили на временное хранение). В чем отличие договора транспортной экспедиции от договора возмездного оказания услуг? Можно ли детализировать условия о цене договора транспортной экспедиции с выделением сумм всех расходов (на этом настаивает клиент экспедитора)?
В соответствии с п. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают в том числе из договоров (п. 2 ст. 307 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Правовая квалификация договора зависит от характера прав и обязанностей сторон, то есть от содержания договорного правоотношения. При этом наименование договора ("Договор возмездного оказания услуг" и т.д.) само по себе правового значения не имеет.
Пунктом 1 ст. 779 ГК РФ предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно п. 2 той же статьи правила главы 39 "Возмездное оказание услуг" ГК РФ применяются к договорам оказания любых услуг, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 ГК РФ.
Отношения по договору транспортной экспедиции регулируются главой 41 "Транспортная экспедиция" ГК РФ. Следовательно, к договору транспортной экспедиции правила главы 39 ГК РФ неприменимы.
Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Пункт 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности (утверждены постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554) определяет договор транспортной экспедиции как гражданско-правовую сделку, в соответствии с которой одна сторона (экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиционные услуги, а именно услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.
Таким образом, предметом договора транспортной экспедиции является оказание услуг, связанных с перевозкой груза.
Как отметил Четвертый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 03.11.2016 N 04АП-1453/13, экспедитор оказывает определенные услуги клиенту, в чем обнаруживается сходство с такими договорами, как поручение, комиссия, агентирование, возмездное оказание услуг. Однако предметом последних является совершение любых сделок и действий, в том числе вовсе не относящихся к транспортной деятельности. В отличие от этого, экспедиция предполагает оказание услуг, непосредственно связанных с перевозкой груза.
Следовательно, основное отличие договора транспортной экспедиции от договора возмездного оказания услуг, отношения по которому регулируются нормами главы 39 ГК РФ, состоит в том, что по договору транспортной экспедиции экспедитор оказывает клиенту услуги, связанные с перевозкой груза, а предметом договора возмездного оказания услуг являются услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуг, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и иные, за исключением услуг, оказываемых по отдельным видам гражданско-правовых договоров, в том числе по договору транспортной экспедиции.
Однако стороны не лишены возможности заключить смешанный договор, то есть договор, содержащий элементы различных видов договоров, например, транспортной экспедиции и возмездного оказания услуг. В этом случае к отношениям сторон по договору будут применяться в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ, постановления АС Московского округа от 26.01.2016 N Ф05-18884/15, Первого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016 N 01АП-962/16).
Таким образом, наименование договора ("Договор транспортной экспедиции", "Договор возмездного оказания услуг" или иное) само по себе не определяет его правовую квалификацию. Такая квалификация должна быть дана исходя из условий договора, определяющих права и обязанности сторон. С учетом этих условий договор может быть квалифицирован как договор транспортной экспедиции, договор возмездного оказания услуг или, например, как смешанный договор, включающий элементы этих двух, а возможно, и каких-либо иных гражданско-правовых договоров.
Исходя из закрепленного в гражданском законодательстве принципа свободы договора участники гражданских правоотношений могут заключить любой договор, не противоречащий законодательству, и определить его условия по своему усмотрению, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано императивными нормами закона или иных правовых актов (п. 2 ст. 1, ст. 421 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные этим федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, принятыми в соответствии с ГК РФ, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).
В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Пунктом 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ определено, что клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
При этом ни ГК РФ, ни Закон N 87-ФЗ не предписывают указывать либо не указывать в договоре транспортной экспедиции сведения о составляющих договорной цены, то есть непосредственно о размере вознаграждения экспедитора, о размере расходов на оплату экспедитором услуг третьих лиц, о дополнительных расходах и т.д. Отсутствует такое нормативное предписание и в упомянутых выше Правилах транспортно-экспедиционной деятельности. Более того, в главе 41 ГК РФ, Законе N 87-ФЗ и названных Правилах нет указания на то, что цена является существенным условием договора транспортной экспедиции, то есть таким условием, при отсутствии соглашения сторон по которому договор признается незаключенным (ст. 432 ГК РФ). Это означает, что в договоре транспортной экспедиции может отсутствовать и само условие о вознаграждении экспедитора, что не препятствует истребованию от клиента оплаты стоимости услуг, сумма которой может быть определена по правилам п. 3 ст. 424 ГК РФ, то есть исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги, а также возмещению понесенных экспедитором расходов (смотрите в связи с этим апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Чукотского автономного округа от 11.04.2013 по делу N 33-42/2013).
Таким образом, стороны договора транспортной экспедиции могут по своему усмотрению детализировать условие о цене договора, указав в нем структуру цены с расшифровкой стоимости услуг всех лиц, привлекаемых к исполнению этого договора, либо предусмотреть условие о цене в твердом выражении, без какой-либо детализации. Ни тот, ни другой вариант законодательству не противоречит.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
25 ноября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.