Производится списание основных средств, не отнесенных к категории особо ценного имущества, стоимостью от 3000 рублей до 40 000 рублей, а также свыше 40 000 рублей, числящихся на балансовых счетах в федеральном бюджетном учреждении, в связи с физическим или моральным износом. Следует ли к актам на списание прикладывать заключение сторонней организации о нецелесообразности ремонта?
Согласно требованиям п. 51 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется в том числе по основанию морального и физического износа объекта основных средств, нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления;
При этом согласно п. 52 Инструкции N 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств допускается только после наступления следующих событий:
- утверждение в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основного средства;
- реализация мероприятий, предусмотренных Актом о списании.
Данный порядок согласуется с требованиями гражданского законодательства. Напомним, что согласно ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют и пользуются этим имуществом:
- в пределах, установленных законом;
- в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.
Кроме того, в соответствии с данной нормой учреждения распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (если иное не установлено законом).
Таким образом, списание имущества может осуществляться только в порядке, определенном его собственником.
Кроме того, порядок списания федерального имущества определен "Положением...", утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 (далее - Положение N 834), пунктом 4 которого предусмотрено, что решение о списании федерального движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральными бюджетными и автономными учреждениями учредителем либо приобретенного федеральными бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, принимается указанными учреждениями самостоятельно.
В целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества учреждением создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (п. 5 Положения N 834), которая:
- осматривает имущество;
- принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования конструкций и материалов от имущества;
- устанавливает причины списания имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества;
- подготавливает акт о списании имущества и формирует необходимый пакет документов.
Отметим, что решение о списании имущества с баланса необходимо обосновать соответствующими документами. При этом следует исходить из принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ).
Основанием при принятии решения о списании имущества по причине морального или физического износа прежде всего может служить заключение о техническом состоянии списываемых объектов, а также о нецелесообразности их дальнейшего использования, невозможности или неэффективности их восстановления.
Техническое состояние объекта (целесообразность его эксплуатации) может определяться соответствующей комиссией бюджетного учреждения на основании заключений следующих специалистов (специализированных организаций):
1. Компетентных должностных лиц бюджетного учреждения.
На допустимость такого варианта прямо указывают, например, нормы Положения N 834.
Так, согласно п. 7 Положения N 834 в случае отсутствия у организации работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты. Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе.
В то же время экспертом не может быть лицо организации, на которое возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности, исследуемые в целях принятия решения о списании федерального имущества (п. 9 Положения N 834);
2. Специалистов необходимой квалификации, привлеченных, например, из других учреждений, подведомственных соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.
3. Специализированных организаций (экспертов).
Как видим, нормативно-правовыми актами Российской Федерации не установлена обязательность привлечения специализированной организации для представления технического заключения о состоянии списываемого имущества и необходимости его списания.
Соответственно, первоначальное заключение о техническом состоянии объекта основных средств дается комиссией учреждения по поступлению и выбытию основных средств. В случае, если квалификация специалистов, состоящих в комиссии, позволяет сделать однозначный вывод о непригодности объекта к дальнейшей эксплуатации, первоначальное решение о необходимости списания принимается данной комиссией. Если в штате учреждения отсутствуют специалисты необходимой квалификации, рассматривается возможность их привлечения из других учреждений либо привлекается специализированная организация, с которой заключается соответствующий договор.
Заключение о списании прикладывается к актам на списание основных средств в качестве обоснования целесообразности их списания.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
Ответ прошел контроль качества
8 ноября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.