Имеет ли право бюджетное учреждение, получатель субсидии, оплатить командировочные расходы в части проживания в гостинице в сумме, превышающей 1500 руб. в сутки, или же учреждение должно руководствоваться нормами, установленными постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729?
Понятие служебной командировки, гарантии при направлении работников в служебные командировки, возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, определены ст. 166-168 ТК РФ.
При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ).
Согласно ст. 166 ТК РФ особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Постановление N 749).
В соответствии с п. 11 Постановления N 749 работникам возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации. Порядок и размеры расходов, связанных с командировкой, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. Аналогичная норма содержится в ст. 168 ТК РФ.
Учитывая особенности правового положения учреждений-получателей бюджетных средств из федерального бюджета, нормы возмещения командировочных расходов для них установлены отдельными нормативными документами, в том числе:
- размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, - постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 729);
- размеры суточных и норм расходов по найму жилья при направлении в заграничную командировку - постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 N 812 "О размере и порядке выплаты суточных" (далее - Постановление N 812) и приказом Минфина России от 02.08.2004 N 64н "Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" (далее - Приказ N 64н).
Однако бюджетные учреждения не являются получателями бюджетных средств. В соответствии с п. 4 ст. 69.2, п. 1 ст. 78.1 БК РФ и п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральных бюджетных учреждений осуществляется в виде субсидий из федерального бюджета.
Таким образом, на бюджетное учреждение - получателя субсидий не распространяются нормы возмещения командировочных расходов, утвержденные для учреждений, финансируемых из федерального бюджета. В то же время порядок и размеры расходов, связанных с командировкой, должны быть определены коллективным договором или локальным нормативным актом учреждения.
Следовательно, в приведенной ситуации организация вправе компенсировать работнику затраты на служебную командировку, в том числе расходы по найму жилья, в пределах нормативов, утвержденных локальным нормативным актом или коллективным договором. В отсутствие надлежащим образом установленных максимальных размеров возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работодатель обязан компенсировать работникам командировочные расходы в полном размере (в размере фактических затрат).
Следует отметить, как было сказано ранее, размеры расходов, связанных с командировкой, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, при их разработке бюджетное учреждение может использовать отдельные нормы, предусмотренные Постановлениями NN 729, 812 и Приказом N 64н.
При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета (смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 16.02.2011 по делу N А36-6476/2009, ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2011 N Ф07-14750/2010 по делу N А56-12834/2010, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 N 13АП-10008/2010).
В заключение обращаем Ваше внимание на то, что размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением. Порядок определения указанных затрат и распределения их по отдельным государственным услугам устанавливается федеральными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России (п. 10 "Положения...", утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671).
При этом нормативами затрат, установленными учредителем в части командировочных расходов, могут быть приняты нормы вышеуказанных Постановлений NN 729, 812 и Приказа N 64н (смотрите, например, п. 27 "Правил...", утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1011). В этом случае использование средств субсидии на командировочные расходы в суммах, превышающих плановые значения, определенные учредителем, по нашему мнению, может рассматриваться как нецелевое использование денежных средств. В то же время бюджетное учреждение может возмещать командировочные расходы в размерах, установленных локальным нормативным актом, сверх размеров, предусмотренных нормативами затрат, за счет средств, поступающих от иных видов деятельности.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
Ответ прошел контроль качества
26 октября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.