Может ли автономное учреждение здравоохранения осуществлять за счет средств ОМС оплату расходов на проведение периодических/предварительных медицинских осмотров работников и расходов на обучение работников по охране труда?
Может ли автономное учреждение здравоохранения (лечебно-реабилитационный центр) (Тюменская область) осуществлять в рамках Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ за счет средств ОМС оплату расходов на проведение периодических/предварительных медицинских осмотров работников и расходов на обучение работников по охране труда?
Действия учреждения квалифицируют как нецелевое использование средств ОМС.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, уплата за счет средств ОМС расходов на прохождение работниками периодических/предварительных медосмотров, а также на обучение работников по охране труда существенно увеличивает риск квалификации действий учреждения в качестве нецелевого использования средств ОМС.
Обоснование вывода:
Средства ОМС являются финансовым обеспечением государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи. Они носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели (п. 5 ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ", далее - Закон N 326-ФЗ).
При оценке возможности использования учреждением средств ОМС в отношении указанных расходов следует проанализировать:
- требуются ли такие расходы для обеспечения медицинской деятельности учреждения, будут ли они направлены (непосредственно или косвенно) на оказание медицинских услуг по программе ОМС;
- входят ли такие расходы в структуру тарифов на оплату медицинской помощи.
В соответствии со ст. 214 ТК РФ в области охраны труда работников работодатель обязан обеспечивать, в частности:
- обучение по охране труда, в т.ч. обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда. Все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда (ст. 219 ТК РФ);
- организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Проходить указанные медосмотры должны, в частности, работники медицинских организаций; работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; работники, деятельность которых связана с движением транспорта (ст. 220 ТК РФ).
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда и обязательных медицинских осмотров.
За нарушение указанных государственных нормативных требований охраны труда предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Следовательно, расходы на обучение по охране труда и проведение периодических/предварительных медосмотров в установленных трудовым законодательством случаях являются необходимыми расходами учреждения, без которых деятельность учреждения может быть затруднена.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС, т.е. перечень расходов, которые учреждение имеет право осуществить по КФО 7, определены:
- ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ;
- п. 186 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н);
- Тарифным соглашением по базовой программе обязательного медицинского страхования на территории Тюменской области на соответствующий финансовый год (далее - Тарифное соглашение).
Проанализировав указанные нормативные акты (в т.ч. Тарифные соглашения на 2023, 2024 годы), мы не выявили положений, разрешающих либо запрещающих осуществление расходов на обучение работников по охране труда и проведение предварительных, периодических медосмотров в отношении отдельных категорий работников. В то же время структура тарифа позволяет производить "прочие расходы", относимые к общеучрежденческим расходам, без которых медучреждению сложно осуществлять деятельность (п. 186, п. 192 Правил 108н). Отметим, что согласно Порядку N 209н такие расходы (в т.ч. обучение работников по охране труда, проведение медосмотров) относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Вместе с тем проведенный анализ судебной практики за 2023, 2024 годы показывает следующее.
В части осуществления расходов на обучение работников по охране труда в большинстве случаев суды указывают, что наличие либо отсутствие рассматриваемого обучения у работников медучреждения не влияет на качество выполнения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и не может затруднить бесплатное предоставление медицинской помощи застрахованным лицам. Расходы на указанное обучение позволяют обеспечить предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторам. В связи с этим расходы на обучение работников по охране труда, независимо от того, являются ли они медицинскими работниками или нет, правомерно признаются Территориальными фондами ОМС нецелевыми (смотрите, например, постановление АС Центрального округа от 11.04.2024 N Ф10-1256/2024 по делу N А68-336/2023 (определением ВС РФ от 26.07.2024 N 310-ЭС24-10460 отказано в пересмотре в порядке кассационного производства данного постановления), постановление АС Волго-Вятского округа от 11.04.2024 N Ф01-1179/24, постановление Восьмого ААС от 03.07.2023 N 08АП-5758/23, постановление АС Московского округа от 08.11.2023 N Ф05-27163/23 по делу N А41-90516/2022).
В отношении оплаты расходов на проведение периодических и предварительных медосмотров работников суды приходят к выводу, что такие расходы должны осуществляться учреждением самостоятельно, за счет средств работодателя, а не целевых средств, выделенных на оказание бесплатной медицинской помощи в системе ОМС (смотрите, например, постановление АС Волго-Вятского округа от 10.06.2024 N Ф01-1967/24 по делу N А82-473/2023, решение АС Тульской области от 26.10.2023 по делу N А68-336/2023). Необходимо отметить, что расходы на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников также могут осуществляться в рамках предупредительных мер, т.е. возмещаться из СФР (смотрите подп. "е" п. 3 Правил обеспечения предупредительных мер, утвержденных приказом Минтруда России от 14.07.2021 N 467н).
Дополнительно отметим, что обучение работников по охране труда и проведение периодических, предварительных медосмотров относятся к мероприятиям по улучшению условий и охраны труда (смотрите пп. 21, 23 Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, утвержденного приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 771н).
Согласно ст. 225 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном в том числе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (отметим, что в некоторых регионах утверждена Государственные программа "Улучшение условий и охраны труда"). При этом работодатели (за исключением федеральных учреждений и унитарных предприятия) должны осуществлять финансовое обеспечение данных мероприятий в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Таким образом, финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда (которые включают в себя в том числе обучение работников по охране труда и проведение периодических, предварительных медосмотров) за счет средств ОМС не предусмотрено.
Следуя этой логике, учреждению при осуществлении указанных расходов наиболее предпочтительнее и "безопаснее" использовать средства:
- Социального фонда России (до 01.01.2023 - ФСС РФ);
- бюджета (в т.ч. субсидии, выделенной учреждению здравоохранения на указанные цели, в том числе на реализацию программы "Улучшение условий и охраны труда", смотрите, например, приказ Департамента здравоохранения Курганской области от 29.10.2021 N 1469);
- от приносящей доход деятельности (а не целевые средства ОМС).
Полагаем, что уплата за счет средств ОМС расходов на прохождение работниками периодических/предварительных медосмотров, а также на обучение работников по охране труда существенно увеличивает риск квалификации действий учреждения в качестве нецелевого использования средств ОМС.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сизонова Ольга
Ответ прошел контроль качества
11 сентября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.