Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Правомерно ли представительный орган муниципального образования оставил за собой принятие решений о премировании председателя контрольно-счетного органа муниципального образования с учетом того, что трудового договора между названными субъектами не имеется?

Правомерно ли представительный орган муниципального образования оставил за собой принятие решений о премировании председателя контрольно-счетного органа муниципального образования с учетом того, что трудового договора между названными субъектами не имеется?

Правовым актом представительного органа муниципального образования установлено, что премирование председателя контрольно-счетного органа муниципального образования осуществляется на основании решения этого представительного органа (городской Думы). При этом заключение трудового договора между городской Думой и председателем контрольно-счетного органа муниципального образования не предусмотрено.
Соответствует ли такой порядок премирования требованиям закона?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Установленный на уровне муниципального образования порядок премирования председателя контрольно-счетного органа, предполагающий, что решение о выплате премии и о ее размере принимается представительным органом муниципального образования, федеральному законодательству не противоречит. Отсутствие трудового договора правового значения в данном случае не имеет.

Обоснование позиции:

Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется представительным органом муниципального образования и подотчетен ему, но при этом обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно (чч. 2-4 ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 5 контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа, но уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа.

Должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования отнесены ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ к муниципальным должностям. Это означает, что указанные лица осуществляют свою деятельность в силу наделения их особым публичным статусом, поэтому заключение с ними трудовых договоров не предполагается: правовой статус лиц, замещающих муниципальные должности, принципиально отличается от правового статуса муниципальных служащих (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ, абзац двадцатый ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Из положений ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ следует, что должностным лицам контрольно-счетных органов муниципальных образований (в том числе председателям) гарантируются денежное содержание (вознаграждение), ежегодные оплачиваемые отпуска (основной и дополнительные), профессиональное развитие, в том числе получение дополнительного профессионального образования, а также другие меры материального и социального обеспечения, установленные для лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования (в том числе по медицинскому и санаторно-курортному обеспечению, бытовому, транспортному и иным видам обслуживания).

Следует также учитывать, что согласно абзацу первому п. 4 ст. 86 БК РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных рассматриваемым Кодексом.

Сообразно требованию ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования осуществляется за счет средств местного бюджета и предусматривается в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на него полномочий.

На основании ч. 3 ст. 20.1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ меры по материальному и социальному обеспечению председателя, заместителя председателя, аудиторов, инспекторов и иных работников аппарата контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с этим же Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В этой связи, по нашему мнению, поскольку законами субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное, представительный орган муниципального образования вправе оставить за собой принятие решений о премировании председателя контрольно-счетного органа муниципального образования. Как правило, законы субъектов Российской Федерации этому никак не препятствуют, так что на практике такой подход получил весьма широкое распространение. Смотрите, в частности:

- пп. 1.1, 3.6 и 3.7 Положения, утвержденного решением Бирилюсского районного Совета депутатов Красноярского края от 23 декабря 2022 г. N 24-218;

- п. 5 Порядка, утвержденного решением Собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 29 октября 2021 г. N 370;

- подп. 3 п. 9.1 и подп. 4 п. 10 Положения, утвержденного решением Собрания представителей города Кузнецка Пензенской области от 25 октября 2012 г. N 112-56/5.

К слову, совершенно аналогичным образом может осуществляться и премирование председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации: смотрите, например, п. 2 ч. 5 ст. 2 Закона Тамбовской области от 30 мая 2008 г. N 393-З и абзац первый п. 3.2 Положения, утвержденного постановлением Тамбовской областной Думы от 25 ноября 2016 г. N 84 (определено, что премирование председателя Контрольно-счетной палаты Тамбовской области за выполнение особо важных и сложных заданий осуществляется постановлением Тамбовской областной Думы).

Еще раз сделаем акцент на том, что председатель контрольно-счетного органа муниципального образования всегда замещает муниципальную должность, а не должность муниципальной службы, что и обусловливает отсутствие необходимости в заключении с ним трудового договора. Однако это, на наш взгляд, совершенно не лишает представительный орган муниципального образования возможности оценивать результаты деятельности назначенного им же председателя контрольно-счетного органа муниципального образования и принимать решения о его материальном стимулировании за счет средств местного бюджета (ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ).

С учетом изложенного, по нашему мнению, установленный на уровне муниципального образования порядок премирования председателя контрольно-счетного органа, предполагающий, что решение о выплате премии и о ее размере принимается представительным органом муниципального образования, федеральному законодательству не противоречит.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел

Ответ прошел контроль качества

8 августа 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.