Обязано ли бюджетное учреждение поставить на учет как возвратные материалы старые радиаторы после капитального ремонта?
В бюджетном учреждении во время капитального ремонта помещения, которое находится у учреждения в оперативном управлении, подрядчиком были демонтированы старые радиаторы отопления и установлены новые. Обязано ли учреждение поставить на учет как возвратные материалы старые радиаторы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если образовавшиеся при ремонте (замене, демонтаже) помещения старые радиаторы отвечают понятию актива (в частности, являются металлолом, который можно реализовать), они должны учитываться на балансе бюджетного учреждения.
Особенности взаимоотношений в части операций по реализации металлолома (старых радиаторов) между бюджетным учреждением и подрядчиком целесообразно установить в качестве условий договора.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации в результате проведенных мероприятий по капитальному ремонту помещения, которое находится у бюджетного учреждения на праве оперативного управления, были демонтированы старые радиаторы отопления и установлены новые.
Как правило, тепловые радиаторы имеют алюминиевую или медную основу, которая после поломки или загрязнения не утрачивает своей ценности. Конструкции из алюминия и меди принимают в пунктах сдачи металлолома вне зависимости от года выпуска и срока службы.
В свою очередь, объектами бухгалтерского учета являются в том числе активы (п. 35 Стандарта "Концептуальные основы..."). Понятие актива раскрывается в п. 36 Стандарта "Концептуальные основы..." и представляет собой имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.
Соответственно, при проведении определенных работ по ремонту (замене, демонтаже) объектов в учреждении может образоваться металлолом. Если образовавшийся металлолом отвечает понятию актива, он должен учитываться на балансе бюджетного учреждения.
Более того, пунктом 34 Инструкции N 174н прямо предусмотрено принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов (материалов, комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, в том числе демонтажа объектов нефинансовых активов.
Таким образом, металлолом, отвечающий понятию актива, может быть оприходован на баланс учреждения исходя из методологии бухгалтерского (бюджетного) учета. Металлолом учитывается в составе прочих материальных запасов на счете 105 06 (п. 118 Инструкции N 157н).
Особенности взаимоотношений в части операций по реализации металлолома между бюджетным учреждением и подрядчиком целесообразно установить в качестве условий договора. Договором может быть предусмотрена обязанность подрядчика по передаче собственнику металлолома, образовавшегося в результате ремонта (замены, демонтажа) имущества, либо реализация металлолома может быть осуществлена напрямую подрядчиком. В любом случае факт того, что металлолом будет реализован подрядчиком, характер операции не меняет: учреждению необходимо отразить поступление металлолома на баланс и его выбытие в результате реализации.
Обратите внимание, судебная практика показывает, что в ситуации, когда демонтированные в ходе ремонта радиаторы отопления не передаются учреждению подрядчиком, контролирующие органы усматривают в этом неосновательное обогащение подрядчика (смотрите, в частности, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.06.2022 по делу N А53-9441/2022).
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Оформление и отражение в учете учреждения ликвидации (демонтажа, утилизации) основных средств;
- Вопрос: Какие документы использует бюджетное учреждение для оприходования и списания металлолома по счету 105 00 в 2024 году? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2024 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Четина Ирина
Ответ прошел контроль качества
9 июля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.