Можно ли предусмотреть предоставление из бюджета городского округа грантов в целях привлечения квалифицированных молодых учителей к работе в муниципальных образовательных учреждениях?
В муниципальных школах сложился дефицит педагогических кадров. Имеющиеся вакансии в течение продолжительного времени не закрываются.
Вправе ли органы местного самоуправления в целях преодоления "кадрового голода" предусмотреть выплату грантов молодым учителям, приступающим к работе в муниципальных образовательных учреждениях, за счет средств бюджета городского округа?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Органы местного самоуправления вправе за счет собственных финансовых ресурсов учреждать и предоставлять различного рода поощрительные выплаты (гранты) в качестве дополнительной меры социальной поддержки педагогических работников в целях содействия их привлечению в муниципальные образовательные учреждения; однако для высокодотационных муниципальных образований установление и исполнение подобных расходных обязательств будет являться нарушением бюджетного законодательства.
Обоснование позиции:
Прежде всего можно исходить из того, что из перечня вопросов местного значения городского округа, определенного ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, полномочие органов местного самоуправления по предоставлению мер социальной поддержки (в том числе в денежной форме) педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений в целях содействия привлечению квалифицированных специалистов напрямую не вытекает.
На основании абзаца второго ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Однако финансирование подобных мер социальной поддержки и социальной помощи не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (абзац третий ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Так, в соответствии с ч. 10 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности, а также в целях социальной поддержки педагогических работников федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус" и муниципальными правовыми актами могут устанавливаться дополнительные меры государственной поддержки и социальные гарантии.
Как видим, оказание педагогическим работникам дополнительной финансовой помощи в целях содействия их привлечению в муниципальные образовательные учреждения не является обязанностью (полномочием) органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, однако органы местного самоуправления не лишены возможности предоставлять педагогическим работникам дополнительные меры социальной поддержки при наличии собственных финансовых ресурсов, в том числе посредством предоставления различного рода поощрительных выплат (грантов). Смотрите, например:
- Порядок, утвержденный постановлением Администрации городского округа Электросталь Московской области от 28 декабря 2023 г. N 1720/12;
- постановление администрации муниципального образования "Черноярский муниципальный район Астраханской области" от 13 сентября 2023 г. N 199;
- Положение, утвержденное постановлением Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 25 октября 2017 г. N 1351.
Между тем высокодотационные муниципальные образования, действующие в условиях ограничений, предусмотренных пп. 3 и 4 ст. 136 БК РФ, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Это в полной мере относится и к расходным обязательствам по оказанию дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан (разд. 3.2 Методических рекомендаций, утвержденных Минфином России 29 ноября 2023 г.).
В этой связи, по нашему мнению, установление высокодотационными муниципальными образованиями дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (в том числе педагогических работников) сопряжено с риском нарушения бюджетного законодательства, что может квалифицироваться в качестве административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ: смотрите, в частности, постановление Московского городского суда от 09 января 2019 г. по делу N 4а-8805/2018, постановление Каменского районного суда Ростовской области от 28 апреля 2022 г. по делу N 5-1844/2022, решение Починковского районного суда Нижегородской области от 12 апреля 2021 г. по делу N 12-21/2021.
По существу применительно к высокодотационным муниципальным образованиям меры, направленные на привлечение и закрепление педагогических работников в муниципальных образовательных учреждениях, должен осуществлять субъект Российской Федерации за счет средств регионального бюджета (смотрите, например, ст. 21 закона Московской области от 27 июля 2013 г. N 94/2013-ОЗ, а также распоряжение Министерства образования Московской области от 27 февраля 2024 г. N Р-195). Соответственно, органы местного самоуправления таких муниципальных образований дополнительные меры социальной поддержки (помимо предусмотренных на региональном уровне) устанавливать, по нашему убеждению, не могут.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел
Ответ прошел контроль качества
15 июля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.