Подлежат ли казначейскому сопровождению авансовые платежи по договорам, которые заключаются подрядчиком с субподрядчиками в рамках исполнения государственных контрактов (прочих договоров, соглашений)?
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27 ноября 2023 г. N 540-ФЗ подлежат казначейскому сопровождению авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, а также взносы (вклады), указанные соответственно в пунктах 1 и 2 этой же части.
Требуется ли казначейское сопровождение авансовых платежей по договорам, которые заключаются подрядчиком с субподрядчиками в рамках исполнения государственных контрактов (договоров, соглашений)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если источником финансового обеспечения авансового платежа, выплачиваемого субподрядчику, являются средства, ранее предоставленные из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и учтенные на лицевом счете участника казначейского сопровождения, такой авансовый платеж по общему правилу также подлежит казначейскому сопровождению.
Обоснование позиции:
Казначейское сопровождение, как оно определено абзацем тридцать седьмым ст. 6 БК РФ, представляет собой проведение Казначейством России (финансовыми органами субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения.
Участником казначейского сопровождения согласно абзацу тридцать шестому ст. 6 БК РФ могут являться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства, определенные в соответствии со ст. 242.25 и 242.26 рассматриваемого Кодекса, использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при предоставлении средств.
В силу п. 7.1 ст. 220.1 БК РФ учет операций со средствами участников казначейского сопровождения, источником финансового обеспечения которых являются средства, указанные в ст. 242.25 и 242.26 этого же Кодекса, производится на лицевых счетах, открываемых им соответственно в Казначействе России, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в случаях, установленных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 242.23 БК РФ казначейскому сопровождению подлежат средства, определенные в соответствии со ст. 242.25 рассматриваемого Кодекса, предоставляемые с целью исполнения обязательств по заключенным с участниками казначейского сопровождения:
- государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - государственные контракты);
- договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, договорам о предоставлении бюджетных инвестиций в соответствии со ст. 80 этого же Кодекса, договорам о предоставлении взносов в уставные (складочные) капиталы (вкладов в имущество) юридических лиц (их дочерних обществ), источником финансового обеспечения исполнения которых являются названные субсидии и бюджетные инвестиции;
- контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения исполнения обязательств по которым являются средства, предоставленные в рамках исполнения вышеуказанных государственных контрактов, договоров (соглашений).
В такие государственные контракты (договоры, соглашения) включаются условия об открытии в Казначействе России участниками казначейского сопровождения лицевых счетов для осуществления и отражения операций со средствами участников казначейского сопровождения в соответствии с порядком, утвержденным Казначейством России (подп. 1 п. 2 ст. 242.23 БК РФ).
В соответствии со ст. 242.25 БК РФ подлежащие казначейскому сопровождению средства, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из федерального бюджета, определяются федеральным законом о федеральном бюджете.
В частности, в текущем финансовом году на основании п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27 ноября 2023 г. N 540-ФЗ подлежат казначейскому сопровождению авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения которых являются предоставленные из федерального бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным автономным (бюджетным) учреждениям), бюджетные инвестиции юридическим лицам, предоставляемые в соответствии со ст. 80 БК РФ, а также взносы в уставные (складочные) капиталы юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), вклады в имущество юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), не увеличивающие их уставные (складочные) капиталы, источником финансового обеспечения которых являются названные субсидии и бюджетные инвестиции.
По смыслу воспроизведенной нормы предоставленные из федерального бюджета бюджетные инвестиции и субсидии подлежат казначейскому сопровождению по всей цепочке кооперации. Иными словами, если исполнитель по головному контракту, получивший за счет соответствующих бюджетных инвестиций или субсидий авансовый платеж на лицевой счет, открытый ему как участнику казначейского сопровождения, в свою очередь заключит договор с соисполнителем, то авансовые платежи по такому договору (причем независимо от его суммы) также будут подлежать казначейскому сопровождению в том случае, если для выплаты авансового платежа соисполнителю головной исполнитель будет использовать средства, поступившие ему на лицевой счет участника казначейского сопровождения.
Между тем пп. 6-8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27 ноября 2023 г. N 540-ФЗ предусмотрено, что расчеты (то есть уже не только авансовые платежи, но и оплата по факту поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг) по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения государственных контрактов, заключенных в текущем финансовом году за счет средств федерального бюджета (в том числе в рамках государственного оборонного заказа), подлежат казначейскому сопровождению только при условии, что цена такого контракта (договора) с соисполнителем превышает 3000,0 тыс. рублей. Стало быть, если подобный договор с соисполнителем заключается на меньшую сумму, такой соисполнитель статус участника казначейского сопровождения не приобретает, соответствующий лицевой счет ему не открывается, а средства по такому договору (в том числе авансовый платеж) могут быть перечислены на расчетный счет соисполнителя, открытый в кредитной организации.
Как видим, правовое значение имеет конкретное основание для осуществления казначейского сопровождения. Если осваиваются предоставленные из федерального бюджета бюджетные инвестиции или субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным учреждениям), то авансовые платежи по договорам с соисполнителями подлежат казначейскому сопровождению независимо от суммы такого договора. Напротив, для осуществления казначейского сопровождения по договорам с соисполнителями в рамках исполнения государственных контрактов установлен минимальный стоимостной критерий.
Следует иметь в виду, что "дробление" договоров, заключаемых с одним и тем же соисполнителем, в целях уклонения от казначейского сопровождения средств является бессмысленным: такие операции отслеживаются, и при выявлении признаков "дробления" к участнику казначейского сопровождения применяются меры реагирования (пп. 2, 3 и 13 ст. 242.13-1 БК РФ; Порядок, утвержденный приказом Минфина России от 1 декабря 2021 г. N 203н).
Обращаем внимание, что в рамках действующего бюджетно-правового регулирования казначейскому сопровождению принципиально подлежат только средства, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставленные из федерального, региональных или местных бюджетов. Это означает, что если исполнитель по головному контракту планирует рассчитаться с соисполнителем с использованием своих собственных денежных средств (которые, скажем, имеются у него на расчетном счете, открытом в кредитной организации), казначейское сопровождение осуществляться, разумеется, не будет. При этом в договоре с соисполнителем все равно потребуется указать идентификатор головного государственного контракта (договора, соглашения), что обусловлено требованием подп. 3 п. 2 ст. 242.23 БК РФ.
Заметим, что положения ч. 2-5 и 9 ст. 6 Федерального закона от 2 ноября 2023 г. N 520-ФЗ в текущем финансовом году допускают в отдельных ситуациях перечисление средств с лицевого счета, открытого участнику казначейского сопровождения, сразу на расчетный счет привлеченного им соисполнителя в порядке, установленном постановлением Правительства России от 26 декабря 2022 г. N 2438. Однако применительно к субподрядчикам такая возможность (осуществлять расчеты без открытия субподрядчиком лицевого счета участника казначейского сопровождения) предусмотрена только по факту выполнения работ, авансовые платежи в таком порядке перечислены быть не могут.
Таким образом, если источником финансового обеспечения авансового платежа, выплачиваемого субподрядчику, являются средства, ранее предоставленные из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и учтенные на лицевом счете участника казначейского сопровождения, такой авансовый платеж по общему правилу также подлежит казначейскому сопровождению. Как было показано, по отдельным основаниям из общего правила предусматриваются исключения (например, для заключаемых с соисполнителями договоров, цена которых не превышает тот или иной стоимостной критерий).
В заключение укажем, что если подлежащие казначейскому сопровождению средства предоставляются из регионального (местного) бюджета, то основания для осуществления казначейского сопровождения (в том числе стоимостные критерии для договоров, заключаемых с соисполнителями) устанавливаются также на уровне соответствующего публично-правового образования (подп. 1 п. 1 ст. 242.26 БК РФ).
Например, пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 10 Закона Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2023 г. 2678-З N 31-VII определено, что в текущем финансовом году в установленных случаях казначейскому сопровождению подлежат расчеты (а не только авансовые платежи) по договорам (контрактам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым с соисполнителями на сумму более 3000 тыс. рублей. К слову, аналогичный стоимостной критерий для договоров с соисполнителями установлен и пп. 1-4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 27 ноября 2023 г. N 540-ФЗ в отношении средств, предоставляемых в 2024 году из регионального (местного) бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты или целевые межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Казначейское сопровождение (июнь 2024);
- Казначейское сопровождение. Памятка (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
- Вопрос: Предприятие в 2024 году заключает контракт в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ за счет предоставленной из федерального бюджета субсидии и собственных средств. Вправе ли предприятие предусмотреть выплату аванса только за счет собственных средств? Будет ли подлежать такой аванс казначейскому сопровождению? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2024 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел
Ответ прошел контроль качества
21 июня 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.