Можно ли утвердить документы учетной политики одним актом или необходимо утвердить отдельные акты согласно всем подпунктам п. 9 СГС "Учетная политика"?
По итогам проверки, проведенной органом внутреннего государственного финансового контроля, оформлено представление с требованием утвердить отдельные акты согласно всем подпунктам п. 9 СГС "Учетная политика".
Насколько правомерны требования проверяющих?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Требование об обязательном утверждении отдельными актами каждого подпункта пункта 9 Стандарта "Учетная политика..." в качестве самостоятельного документа учетной политики субъекта учета при формировании учетной политики организации бюджетной сферы Стандартом "Учетная политика..." или иными нормативными актами, регулирующими вопросы организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, не установлено.
При наличии в учреждении утвержденных одним актом документов учетной политики, в которых содержатся все или несколько положений, установленных п. 9 Стандарта "Учетная политика...", считаем возможным обжаловать представление органа внутреннего государственного финансового контроля.
Обоснование вывода:
Согласно ст. 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. Требования к содержанию документов учетной политики организации бюджетной сферы, осуществляющей ведение бухгалтерского учета самостоятельно, а именно к минимальному перечню вопросов (положений, норм, порядков), которые необходимо раскрыть в учетной политике, установлены в пунктах 7-10 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2017 N 274н (далее - Стандарт "Учетная политика...").
Требование об обязательном утверждении отдельными актами каждого подпункта п. 9 Стандарта "Учетная политика..." в качестве самостоятельного документа учетной политики субъекта учета при формировании учетной политики организации бюджетной сферы Стандартом "Учетная политика..." или иными нормативными актами, регулирующими вопросы организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, не установлено. Учетная политика - это совокупность способов (конкретных принципов, методов, процедур, правил) ведения бухгалтерского учета, подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Указание в пп. 8 и 9 Стандарта "Учетная политика..." на "акты" во множественном числе определяет свободу выбора учреждения - субъекта учета в утверждении документов учетной политики по форме и способу издания, принятому в учреждении исходя из условий сложившейся практики делопроизводства.
Учетная политика может быть утверждена как одним актом руководителя организации (единый документ с соответствующими приложениями), так и представлять собой систему актов (приказов, распоряжений, инструкций). Главное, чтобы все существенные вопросы, связанные с ведением бухгалтерского учета и указанные в п. 9 Стандарта "Учетная политика", были урегулированы.
Данная позиция содержится в системном письме Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480. Согласно п. 4 Методических указаний к Стандарту "Учетная политика" допустимо формирование учетной политики как посредством принятия единого акта, включающего всю совокупность способов ведения учета, так и посредством принятия отдельных актов. Выбор формы оформления вида правовых актов (приказ, приказы, распоряжения, постановления, порядок, и т. д.), а также способ их издания (утверждения) - грифом "Утверждено" либо принятием отдельного акта, находится в компетенции субъекта учета.
На практике документы учетной политики нередко утверждаются несколькими актами, но подход к их количеству и названию не определен количеством подпунктов п. 9 Стандарта "Учетная политика...", а определяется содержанием подлежащего урегулированию в рамках учетной политики вопроса и взаимосвязью документов. Например, в составе учетной политики должен быть утвержден порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля. Нередко такое положение о внутреннем контроле, в котором раскрывают порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля в учреждении в соответствии с подп. "е" п. 9 Стандарта "Учетная политика...", утверждают отдельным актом.
Примеров, когда документы учетной политики, в которых раскрыты сразу несколько обязательных норм (положений), утверждаются одним актом, немало.
Например, в целях формирования единой учетной политики при централизации учета приказом Федерального казначейства от 02.04.2020 N 17н утверждены Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета. В указанном документе содержатся как методы оценки объектов бухгалтерского учета (согласно подп. "а" п. 14 Стандарта "Концептуальные основы"), так и порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты (в соответствии с подп. "ж" п. 14 Стандарта "Концептуальные основы"). Отметим, что опубликованный проект приказа Федерального казначейства "Об утверждении Методов оценки объектов бухгалтерского учета, порядка признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, иных способов ведения бухгалтерского учета при централизации учета и Порядка признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты при централизации учета" (подготовлен Федеральным казначейством 15.01.2024) также предусматривает утверждение одним правовым актом сразу нескольких вопросов, входящих в состав учетной политики.
Другой пример - учетная политика Управления делами Президента Российской Федерации (утверждена приказом Управления делами Президента Российской Федерации от 29.12.2023 N 593). В отдельных разделах текстовой части данной учетной политики определены методы оценки конкретных объектов учета, способы и правила принятия к учету и выбытия объектов и т. д. Правила документооборота также содержатся непосредственно в текстовой части учетной политики как отдельный раздел. Приложениями к учетной политике оформлены, например, График документооборота, Рабочий план счетов, а также неунифицированные формы документов - причем не одним приложением, а каждая форма отдельным приложением к учетной политике. То есть одним актом сразу утверждены документы учетной политики из нескольких подпунктов пункта п. 9 Стандарта "Учетная политика...".
Аналогичным образом - одним приказом, - утверждена учетная политика Судебного департамента при Верховном суде РФ (смотрите приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.12.2017 N 236 "Об утверждении Положения об учетной политике Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации").
С учетом норм действующего законодательства и сложившейся практики считаем возможным обжаловать представление органа внутреннего государственного финансового контроля в досудебном или судебном порядке, а требование органа финансового контроля об утверждении отдельными актами каждого подпункта пункта 9 Стандарта "Учетная политика..." при формировании учетной политики организации бюджетной сферы считаем не соответствующим положениям нормативных актов, регулирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Разрезова Татьяна
Ответ прошел контроль качества
11 июня 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.