Если третье лицо хочет оказать благотворительную помощь бюджетному учреждению путем оплаты поставляемых учреждению товаров, то будет ли заключение соответствующего договора закупкой по Закону N 223-ФЗ?
Рассматривается вопрос об оказании благотворительной помощи бюджетному учреждению.
В первом варианте планируется заключить договор, по которому покупателем является бюджетное учреждение (положение о закупках размещено), продавцом - организация "А", а плательщиком - организация "Б" - благотворитель, не являющаяся стороной по договору. Таким образом, организация "Б" оказывает учреждению благотворительную помощь в виде оплаты выставленного счета.
Во втором варианте планируется заключение трехстороннего договора, где покупатель - бюджетное учреждение, продавец - организация "А" и плательщик - организация "Б" - благотворитель.
Требуется ли бюджетному учреждению применять нормы Закона N 223-ФЗ при заключении таких договоров?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Двусторонний договор, в соответствии с которым бюджетное учреждение является покупателем, подпадает под действие Закона N 223-ФЗ независимо от осуществления оплаты по такому договору третьим лицом - благотворителем (обязанность оплаты по договору купли-продажи в любом случае лежит на покупателе до ее фактического исполнения).
Трехсторонний договор, договор, обязанность оплатить исполнение по которому в силу прямого указания в условии договора возложено на третье лицо, формально под действие Закона N 223-ФЗ не подпадает, поскольку по своей сути соответствует конструкции договора в пользу третьего лица - бюджетного учреждения, которое не будет выступать в роли заказчика в таком договоре и, соответственно, такой договор не будет являться закупкой этого бюджетного учреждения.
Обоснование позиции:
Прежде отметим, что в вопросе содержится практическая ситуация, которая затрагивает такое направление деятельности, как разработка проектов договоров и иных документов, которое не осуществляется службой Правового консалтинга. В рамках предоставления информационного блока "База знаний службы Правового консалтинга" эксперты не имеют возможности формулировать и анализировать условия договоров (контрактов, документации о закупке и т. п.) и оценивать перспективу разрешения судом спорных ситуаций. Поэтому в рамках этой консультации мы можем предоставить ответ общего характера с изложением нашей позиции по вопросу.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями этого федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных чч. 2 и 3 той же статьи. Так, при наличии положения о закупке, принятого в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе, бюджетное учреждение вправе в соответствующем году осуществлять закупки с соблюдением требований Закона N 223-ФЗ за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования) (п. 1 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Основы правового регулирования благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности установлены Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Закон N 135-ФЗ), в ст. 2 которого перечислены цели такой деятельности. Хотя Закон N 135-ФЗ прямо не называет в числе форм благотворительных пожертвований оплату благотворителем, в частности, товаров, поставленных благополучателю (п. 5 ст. 5 Закона N 135-ФЗ), следует заметить, что по смыслу части первой ст. 1 Закона N 135-ФЗ благотворительная деятельность может осуществляться путем оказания любых видов поддержки граждан и юридических лиц, являющихся благополучателями.
Закон N 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг указанными в ч. 2 ст. 1 данного Закона лицами, именуемыми "заказчиками". В Законе N 223-ФЗ отсутствует определение понятия "закупка". Из ряда положений этого закона (в частности, ч. 1, ч. 5 ст. 1, ч. 5.1 ст. 3, ч. 8 ст. 3.2) следует, что под закупкой в нем понимается осуществляемая в соответствии с Законом N 223-ФЗ в целях своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц - заказчиков в товарах, работах, услугах, процедура выбора контрагента для заключения с ним договора на приобретение товаров, работ, услуг и само заключение такого договора на условии возмездности*(1). В силу общих положений главы 30 ГК РФ, регулирующих отношения по договору купли-продажи, конструкция этого вида гражданского-правового договора предполагает возложение обязанности по оплате именно на покупателя (смотрите, например, п.1 ст. 454, п. 1 ст. 486 ГК РФ). В ином случае речь будет идти не о классическом договоре купли-продажи, но о трехстороннем договоре. В свою очередь, заключение трехсторонних договоров, где сторонами выступают заказчик, исполнитель и плательщик, Закон N 223-ФЗ не предусматривает. Формально договор, условиями которого исполнение обязательства по оплате возложено не на заказчика, а на иное лицо - плательщика, не подпадает под действие Закона N 223-ФЗ*(2).
В то же время обязательства бюджетного учреждения по оплате, возникшие из заключенного им договора, могут быть исполнены другим лицом и в рамках конструкции классического двустороннего договора. Согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо. В некоторых случаях, в частности, при просрочке исполнения должником денежного обязательства кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника таким третьим лицом, даже если должник такое исполнение на третье лицо не возлагал (п. 2 ст. 313 ГК РФ). В остальных случаях кредитор, хотя и не обязан, но вправе принять от третьего лица исполнение, предложенное им за должника. Отсюда следует, что третье лицо может по своей инициативе исполнить имеющееся у заказчика - бюджетного учреждения обязательство перед исполнителем по оплате путем внесения (перечисления) продавцу соответствующей денежной суммы. Если такое исполнение будет принято, обязанность учреждения по оплате товаров будет считаться прекратившейся (смотрите, например, постановления АС Северо-Кавказского округа от 27.05.2015 N Ф08-3198/15, Двенадцатого ААС от 27.08.2014 N 12АП-7641/14, постановление АС Уральского округа от 04.06.2019 N Ф09-2275/19). Такая оплата может производиться и в силу договора пожертвования (постановление АС Уральского округа от 09.08.2018 N Ф09-3079/18, постановление АС Уральского округа от 02.03.2018 3Ф09-4239/17, постановление Семнадцатого ААС от 09.04.2018 N 17АП-2532/18).
Таким образом, в приведенной ситуации возможно заключение договора купли-продажи в рамках Закона N 223-ФЗ с указанием, что оплату по договору осуществляет третье лицо (благотворитель). Впрочем, и в отсутствие такого условия оплата по договору может быть осуществлена за заказчика третьим лицом. Однако в таком случае обязательство по оплате по такому договору до его исполнения будет сохраняться именно за заказчиком.
В рассматриваемой ситуации может быть заключен и трехсторонний договор, не подпадающий под действие Закона N 223-ФЗ. На наш взгляд, приведенный в вопросе характер отношений сторон по своей сути соответствует конструкции договора в пользу третьего лица - бюджетного учреждения, которое не будет выступать в роли заказчика в таком договоре, и, соответственно, этот договор не будет являться закупкой этого бюджетного учреждения (подробнее смотрите Энциклопедию решений. Договор в пользу третьего лица).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Каким образом АНО, осуществляющая деятельность в области спорта, может оплатить работы по подготовке проектной документации для реконструкции спортивного объекта, принадлежащего бюджетному учреждению? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.);
- Вопрос: Планируется заключение договора купли-продажи между бюджетным учреждением и покупателем с условием, что плательщиком является благотворительный фонд и параллельно происходит заключение договора пожертвования между учреждением и благотворительным фондом, по условиям которого фонд обязан оплатить за учреждение товары в ассортименте и количестве, предусмотренном договором купли-продажи. Необходимо ли проводить закупку по Закону 44-ФЗ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
28 мая 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке заказчики руководствуются, помимо данного Закона, в том числе Гражданским кодексом РФ. Приобретение товаров в соответствии с Гражданским кодексом РФ осуществляется на основании договора купли-продажи, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п. 1 ст. 454, ст. 506 ГК РФ). Выполнение работ осуществляется на основании договора подряда, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ). Услуги оказываются на основании, в частности, договора возмездного оказания услуг, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги ( п. 1 ст. 779 ГК РФ). Пунктом 2 ст. 779 ГК РФ к договорам оказания услуг отнесены также договоры, регулируемые перечисленными в этом пункте главами Гражданского кодекса РФ, в том числе главой 40 ГК РФ (договоры перевозки), главой 41 ГК РФ (транспортной экспедиции) и другими (главы 37, 38, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 ГК РФ). Все эти договоры объединяет то, что по ним одна сторона (заказчик, покупатель, иное) производит оплату, то есть передает денежные средства, получая встречное предоставление в виде товаров, результатов работ или действий.
*(2) В решении ВАС РФ от 25.04.2011 N ВАС-2237/11 отражена позиция относительно определения того, подпадает ли под действие Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", регулирующего в принципе те же самые правоотношения, что и Закон N 223-ФЗ, но относительно другой категории заказчиков (получателей бюджетов и бюджетных учреждений), тот или иной договор. В соответствии с этой позицией под действие вышеуказанного Закона фактически подпадает любой договор, целью заключения которого выступает удовлетворение государственных (муниципальных) нужд, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования. По нашему мнению, в отношении Закона N 223-ФЗ может быть применен тот же принцип, разумеется, с поправкой на то, что финансирование договоров руководствующихся этим Законом заказчиков осуществляется по общему правилу за счет их собственных средств. Отсюда можно сделать вывод, что данный Закон регулирует закупи любых товаров, работ, услуг, а также заключение иных возмездных гражданско-правовых договоров, по которым руководствующиеся этим Законом заказчики принимают неденежное исполнение обязательств за плату денежными средствами или иное встречное представление.