Какие правовые акты необходимо принять на уровне муниципального образования для того, чтобы за счет бюджетных средств местная администрация могла приобрести бутилированную питьевую воду, кофемашину и телевизор?
Администрация муниципального округа планирует приобрести за счет средств местного бюджета бутилированную питьевую воду, телевизор для проведения презентаций, а также кофемашину.
Какие документы должны быть приняты на уровне муниципального образования, чтобы указанные расходы были в полной мере правомерны и не вызывали претензий со стороны органов финансового контроля?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В общем случае для приобретения местной администрацией питьевой воды, кофемашины и телевизора за счет средств местного бюджета потребуется:
- издать муниципальный правовой акт, предусматривающий возможность или необходимость приобретения названного имущества;
- в явном виде предусмотреть средства для приобретения этого имущества в бюджетной смете местной администрации (в обоснованиях (расчетах) плановых сметных показателей) в пределах доведенных до местной администрации как до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на указанные цели;
- обеспечить соблюдение установленных на уровне муниципального образования правил нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Обоснование позиции:
Прежде всего можно исходить из того, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) включается в структуру органов местного самоуправления и обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ). Орган местного самоуправления (в том числе местная администрация), имеющий право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени муниципального образования за счет средств местного бюджета, признается по смыслу абзаца сорок пятого ст. 6 БК РФ получателем бюджетных средств.
В силу принципа адресности и целевого характера бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, а получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (ст. 38, подп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ).
Как устанавливает п. 1 ст. 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Из взаимосвязанных положений пп. 2 и 11 ст. 161 БК РФ вытекает, что финансовое обеспечение деятельности местной администрации осуществляется за счет средств местного бюджета и на основании бюджетной сметы, то есть расходы на приобретение питьевой воды, кофемашины и телевизора могут быть осуществлены местной администрации только в соответствии с бюджетной сметой.
Бюджетная смета составляется на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, являющихся неотъемлемой частью бюджетной сметы (п. 1 ст. 221 БК РФ; абзац третий п. 8 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 14 февраля 2018 г. N 26н). Следовательно, приобретение питьевой воды, кофемашины и телевизора должно быть в явном виде предусмотрено обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей.
В случае, если приобретение того или иного имущества в явном виде не предусмотрено бюджетной сметой получателя бюджетных средств (обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей), а равно иными правовыми актами, на основании которых предоставлялись бюджетные средства, такие расходы могут быть квалифицированы в качестве нецелевых: смотрите, например, решение Центрального районного суда г. Омска Омской области от 15 марта 2022 г. по делу N 12-47/2022.
Обращаем внимание, что по смыслу ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органами местного самоуправления может приобретаться только имущество, целевое назначение которого соответствует публично значимым задачам, которые названные органы решают. Приобретение питьевой воды, кофемашины и телевизора также должно обосновываться с точки зрения того, для решения каких именно вопросов, относящихся к компетенции органов местного самоуправления, это имущество необходимо (например, для материально-технического обеспечения деятельности местной администрации).
Кроме того, принцип эффективности использования бюджетных средств, закрепленный ст. 34 БК РФ, предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В частности, в письме Минфина России от 20 марта 2013 г. N 02-13-06/8626 разъясняется, что расходы на приобретение питьевой воды возможно осуществить за счет средств местного бюджета в случае, если в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете, соответствующему главному распорядителю бюджетных средств в установленном порядке утверждены лимиты бюджетных обязательств на указанные цели и осуществление указанных расходов предусмотрено бюджетной сметой получателя бюджетных средств; однако если питьевая вода, подаваемая системами централизованного питьевого водоснабжения, соответствует установленным требованиям, такие расходы могут быть признаны экономически неоправданными.
Таким образом, если бутилированная питьевая вода приобретается для обеспечения ею работников местной администрации на постоянной основе во исполнение требований ст. 163 ТК РФ, то целесообразно иметь заключение о признании непригодной для питья воды, подаваемой системами централизованного водоснабжения, в противном случае имеется риск признания этих бюджетных расходов неэффективными. При наличии подобного заключения главой местной администрации вполне обоснованно может быть издано распоряжение об обеспечении работников бутилированной питьевой водой: смотрите, например, распоряжение администрации муниципального образования "Оспёхский наслег" от 14 апреля 2022 г. N 16.
Когда бутилированная питьевая вода приобретается, например, в целях проведения конкретного мероприятия, представляется полезным издание правового акта, который будет регламентировать порядок проведения тех или иных мероприятий (например, протокольных) и предусматривать обеспечение их участников бутилированной питьевой водой (смотрите, в частности, подп. 15 п. 4 Положения, утвержденного решением Совета муниципального образования Абинский район от 2 февраля 2022 г. N 223-С).
Если имущество планируется приобрести для использования в деятельности местной администрации, то отметим, что определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления отнесено п. 8 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Соответственно, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования (или иного уполномоченного им органа) определяется, какое имущество и в каком количестве (включая кофемашины, кулеры, мониторы, телевизоры) может закупаться для обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Смотрите, например:
- Нормативы - приложение 1 к Порядку, утвержденному решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 25 октября 2023 г. N 1247/64-23-6;
- Нормативы - приложение 3 к Порядку, утвержденному решением Собрания представителей г. Владикавказа от 29 мая 2015 г. N 12/76;
- Нормативы - приложение 3 к решению Думы Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 сентября 2014 г. N 490.
Такой муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования также будет являться основанием для того, чтобы спланировать расходы на приобретение соответствующего имущества в бюджетной смете местной администрации.
Наконец, положениями пп. 1 и 2 ст. 72 БК РФ предусмотрено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (далее также - закупка) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений рассматриваемого Кодекса, при этом муниципальные контракты оплачиваются по общему правилу в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до соответствующего получателя бюджетных средств.
Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, закрепленный ст. 12 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, предполагает, что муниципальные органы в случаях, установленных этим же Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения муниципальных нужд.
Обоснованной может быть признана только закупка, которая осуществлена с соблюдением правил нормирования, которые устанавливаются на уровне каждого муниципального образования в том числе для того, чтобы не допустить приобретения за счет средств местного бюджета товаров, работ, услуг, имеющих избыточные потребительские свойства или являющихся предметами роскоши (ст. 18, 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ).
Например, постановлением администрации города Красноярска от 15 ноября 2016 г. N 665 утверждены нормативные затраты на обеспечение функций администрации города Красноярска и подведомственных ей муниципальных казенных учреждений, в том числе определены нормативы на поставку питьевой воды в бутылях для кулеров, бутилированной питьевой воды для обеспечения участников протокольных мероприятий, а также нормативы (в том числе предельные цены) на приобретение бытовой техники (включая кофемашины и телевизоры).
С учетом изложенного, по нашему мнению, в общем случае для приобретения местной администрацией питьевой воды, кофемашины и телевизора за счет средств местного бюджета потребуется:
- издать муниципальный правовой акт, предусматривающий возможность или необходимость приобретения названного имущества (например решение представительного органа муниципального образования о порядке материально-технического обеспечения органов местного самоуправления, муниципальный правовой акт о проведении какого-либо мероприятия, об обеспечении работников местной администрации бутилированной питьевой водой и т.п.);
- на основании соответствующего правового акта в явном виде предусмотреть средства для приобретения рассматриваемого имущества в бюджетной смете местной администрации (в обоснованиях (расчетах) плановых сметных показателей) в пределах доведенных до местной администрации как до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на указанные цели;
- обеспечить соблюдение установленных на уровне муниципального образования правил нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Нецелевое использование бюджетных средств и имущества получателями бюджетных средств (май 2024 г.);
- Энциклопедия решений. Неэффективное использование бюджетных средств и имущества (май 2024 г.);
- Энциклопедия решений. Нормирование закупок по Закону N 44-ФЗ (май 2024 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел
Ответ прошел контроль качества
29 мая 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.