В какой форме должен быть организован внутренний финансовый аудит в представительном органе муниципального образования? Может ли руководитель такого органа принять решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита?
Представительный орган городского округа, состоящий из четырех штатных единиц, не имеет подведомственных организаций (предприятий или учреждений), но при этом осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Ведение бюджетного учета передано по соглашению централизованной бухгалтерии.
Как в таком представительном органе должен быть организован внутренний финансовый аудит? Вправе ли руководитель представительного органа, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, принять решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита? Соблюдаются ли необходимые для этого условия?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В целях организации внутреннего финансового аудита руководитель представительного органа муниципального образования должен принять решение либо об образовании субъекта внутреннего финансового аудита, либо о самостоятельном выполнении действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита (то есть об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита).
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание специфику деятельности представительного органа муниципального образования как главного распорядителя бюджетных средств, принятие руководителем решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита будет являться оправданным и не противоречащим закону.
Обоснование позиции:
Как следует из взаимосвязанных положений пп. 1-3 ст. 160.2-1 БК РФ, администраторы (главные администраторы) доходов бюджетов, администраторы (главные администраторы) источников финансирования дефицитов бюджетов, распорядители (главные распорядители) и получатели бюджетных средств (далее при совместном упоминании - администраторы (главные администраторы) бюджетных средств) наделены бюджетными полномочиями по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита.
В силу абзаца первого ч. 15 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Это означает, что представительный орган муниципального образования всегда осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, и на него в полной мере распространяются требования бюджетного законодательства об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что полномочия по ведению бюджетного учета переданы централизованной бухгалтерии (хотя осуществление внутреннего финансового аудита в условиях централизации бюджетного учета и имеет свои особенности).
Внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Минфином России, которые должны содержать среди прочего основания и порядок организации финансового аудита; нормативное и методическое обеспечение осуществления (анализа осуществления) внутреннего финансового аудита также отнесено к бюджетным полномочиям Минфина России (абзацы первый - второй п. 5 ст. 160.2-1, абзацы сороковой и сорок пятый ст. 165 БК РФ).
Так, п. 3 Федерального стандарта, утвержденного приказом Минфина России от 18 декабря 2019 г. N 237н (далее - Федеральный стандарт N 237н), предусматривает, что в целях организации внутреннего финансового аудита руководитель каждого администратора (главного администратора) бюджетных средств должен принять одно из следующих решений:
а) об образовании субъекта внутреннего финансового аудита;
б) о самостоятельном выполнении руководителем администратора (главного администратора) бюджетных средств действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита (далее - упрощенное осуществление внутреннего финансового аудита);
в) о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Однако возможность передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита предусмотрена п. 4 ст. 160.2-1 БК РФ только для администраторов бюджетных средств: главные администраторы бюджетных средств не вправе передавать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита другому участнику бюджетного процесса (смотрите письмо Минфина России от 10 февраля 2020 г. N 02-02-05/8379).
Следовательно, руководитель представительного органа муниципального образования как главного администратора бюджетных средств должен принять решение либо об образовании субъекта внутреннего финансового аудита, либо об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита. Последнее возможно только при одновременном соблюдении требований, определенных п. 9 Федерального стандарта N 237н, а именно:
- отсутствие возможности образования субъекта внутреннего финансового аудита;
- отсутствие возможности передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита;
- выполнение руководителем администратора (главного администратора) бюджетных средств операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
- наличие не более двух подведомственных администраторов бюджетных средств;
- наличие не более трех бюджетных и (или) автономных учреждений, в отношении которых осуществляются функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, и (или) государственных (муниципальных) унитарных предприятий, в отношении которых осуществляются права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.
Каких-либо изъятий из приведенных общих правил, а равно специальных требований по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита применительно к главным администраторам бюджетных средств, являющимся представительными органами муниципальных образований, не предусмотрено. Следовательно, руководитель представительного органа муниципального образования равным образом вправе принять решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита при одновременном соблюдении всех вышеперечисленных требований: на это прямо указано в п. 2 письма Минфина России от 21 августа 2020 г. N 02-02-05/73579, а также в письме Минфина России от 3 марта 2020 г. N 02-02-05/15546.
Согласно п. 14 Федерального стандарта N 237н в целях реализации решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита руководитель администратора (главного администратора) бюджетных средств принимает на себя и единолично несет ответственность за результаты выполнения бюджетных процедур, а также самостоятельно выполняет действия, направленные на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита.
Должны указать, что упрощенное осуществление внутреннего финансового аудита принципиально не может быть делегировано руководителем другому лицу (например, кому-либо из депутатов представительного органа муниципального образования): федеральные стандарты внутреннего финансового аудита этого не допускают, ведь смысл как раз состоит в возложении ответственности за результаты выполнения бюджетных процедур единолично на руководителя администратора (главного администратора) бюджетных средств.
Заметим, что отсутствие у председателя представительного органа муниципального образования как у лица, замещающего муниципальную должность (абзац двадцатый ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), должностной инструкции (должностного регламента) вовсе не является препятствием для принятия им решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита: по смыслу подп. "б" п. 11 Федерального стандарта N 237н для этого вполне достаточно лишь издания соответствующего приказа (распоряжения) по организации.
На практике полномочия председателя представительного органа муниципального образования по упрощенному осуществлению внутреннего финансового аудита (а равно по принятию соответствующего решения) могут специально закрепляться непосредственно в уставе муниципального образования (смотрите, например, п. 15.1 ч. 1 ст. 34 Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края от 18 августа 2011 г. N 633) или в иных муниципальных правовых актах (смотрите, в частности, пп. 4.5-4.6 раздела 4 Положения, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Королев Московской области от 10 октября 2019 г. N 8/3).
С учетом изложенного, по нашему мнению, в целях организации внутреннего финансового аудита руководитель представительного органа муниципального образования должен принять решение либо об образовании субъекта внутреннего финансового аудита, либо о самостоятельном выполнении действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита (то есть об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита).
В рассматриваемой ситуации представительный орган муниципального образования не имеет подведомственных администраторов бюджетных средств, не осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений и (или) права собственника имущества муниципальных предприятий, а исполняемые им бюджетные процедуры, надо полагать, немногочисленны и однотипны. При таких обстоятельствах, принимая во внимание специфику деятельности этого органа как главного администратора бюджетных средств, образование в нем субъекта внутреннего финансового аудита представляется нецелесообразным; принятие же руководителем решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита, напротив, будет являться, на наш взгляд, вполне оправданным и не противоречащим закону.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Внутренний финансовый аудит (май 2024 г.);
- Вопрос: Если председатель представительного органа муниципального образования осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, то может ли он принять решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита? Как это оформить? Можно ли передать эти обязанности депутату, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2024 г.)
- Вопрос: Вправе ли главный администратор бюджетных средств возложить осуществление внутреннего финансового аудита на физическое лицо, привлеченное по гражданско-правовому договору? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2023 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел
Ответ прошел контроль качества
22 мая 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.