Можно ли признать иждивенцем внучку военнослужащего, проживающую с матерью и военнослужащим в одной квартире по договору аренды?
Действующий военнослужащий (дедушка) с женой, дочерью и внучкой зарегистрированы по месту жительства (месту пребывания) при войсковой части, но проживают в квартире по другому адресу по договору аренды (не по договору социального найма). Внучка (родители в разводе) находится на полном содержании дедушки, получает от него помощь, которая для нее является постоянным и основным источником средств к существованию. Дедушка желает признать внучку иждивенцем или членом семьи.
Возможно ли через суд признать внучку членом семьи или иждивенцем при условии, что они проживают в квартире по договору аренды (в части ч. 1 ст. 31 ЖК РФ речь идет о членах семьи собственника жилого помещения, в ст. 69 ЖК РФ о членах семьи нанимателя по договору социального найма)?
Целю обращения в суд с исковым заявлением является признание внучки членом семьи или иждивенцем военнослужащего для ее последующего учета при обеспечении жильем по установленным нормам после окончания службы дедушки. Обязательно ли указание в исковом заявлении целей обращения в суд?
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Порядок предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и (или) членам их семей субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, а также жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 2023 г. N 222 (приложение 1 к данному приказу). Данный приказ не устанавливает каких-либо правил о том, кто является членом семьи военнослужащего.
Согласно п. 5 ст. 2 Закона N 76-ФЗ социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей. К членам семей военнослужащих, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено данным Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся:
- супруга (супруг);
- несовершеннолетние дети;
- дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
- лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Этим же пунктом предусмотрено, что социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом N 76-ФЗ и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации. Однако указов, распространяющих требование о распространении жилищного обеспечения на внуков, нами не обнаружено.
Таким образом, ни совершеннолетние трудоспособные дети, ни внуки военнослужащих не входят в законодательно установленный перечень членов их семьи, на которых распространяются гарантии и компенсации, в том числе по жилищному обеспечению, независимо от того, проживают ли они совместно с военнослужащим.
Вместе с тем в третьем абзаце п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся:
а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним;
б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
При этом под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
По общему правилу бабушки, дедушки, внуки, братья и сестры не являются членами семьи (ст. 2 СК РФ), в связи с чем требуется доказать факт их совместного проживания и ведения совместного хозяйства.
Понятие нахождения на иждивении предусмотрено п. 3 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), согласно которому члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Аналогичное понятие иждивенца предусмотрено и другими отраслями законодательства, например, частью 2 ст. 179 ТК РФ. Также законодательное определение понятия иждивения содержится в ст. 31 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", где указано, что члены семьи военнослужащего считаются состоящими на его иждивении, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Перечень нетрудоспособных членов семьи указан в п. 2 ст. 9 Закона N 173-ФЗ. В данный перечень включены братья, сестры и внуки, однако они признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей (подпункт 1 п. 2 ст. 9 Закона N 173-ФЗ).
Таким образом, из системного толкования приведенных правовых норм следует, что к членам семьи военнослужащего, помимо прямо перечисленных в законе лиц, относятся лица, совместно проживающие с военнослужащим, ведущие общее хозяйство и находящиеся на его полном содержании или получающие от него помощь, которая для них является постоянным и основным источником средств к существованию (смотрите, например, апелляционное определение СК по административным делам Свердловского областного суда от 27 сентября 2022 г. по делу N 33а-13703/2022, определение СК по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 октября 2020 г. по делу N 8Г-5807/2020[88-6891/2020]). Как показывает приведенная в данном материале (здесь и далее) судебная практика, при отсутствии одного из этих обстоятельств суды отказывают в признании лица находящимся на иждивении. В частности, как указывают суды, для признания внуков членами семьи военнослужащего недостаточно только факта совместного проживания; необходимо установление факта их нахождения на иждивении (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 8 июня 2023 г. по делу N 33-1512/2023, определение СК по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2023 г. по делу N 8Г-14365/2023[88-15162/2023], апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 29 ноября 2023 г. по делу N 33-18873/2023).
Под постоянным и основным источником средств к существованию понимается помощь, осуществляемая систематически, то есть являющаяся регулярной. Для признания помощи военнослужащего основным источником средств к существованию она по своим размерам и периодичности предоставления должна быть такой, чтобы без нее члены семьи, получающие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами для нормального существования. Помощь военнослужащего должна составлять основную часть средств, на которые живут члены семьи (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 8 мая 2019 г. по делу N 33-1506/2019, апелляционное определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 07 мая 2021 г. по делу N 33-3618/2021, апелляционное определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 11 июня 2020 г. по делу N 33-1063/2020). При наличии у члена семьи других источников дохода необходимо установить, что без этой помощи он не сможет обеспечить себя необходимыми средствами для нормального существования.
В рассматриваемом случае граждане проживают совместно, ведут общее хозяйство, однако у ребенка имеются мать и отец, находящиеся в разводе; мать работает по трудовому договору, нетрудоспособной не является.
В силу п. 2 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V СК РФ (п. 1 ст. 60 СК РФ). Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).
В силу ч. 1 ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
Таким образом, законодательство основную обязанность по обеспечению ребенка возлагает на мать, а также отца, обязанного выплачивать алименты. На этом основании при наличии трудоспособных родителей суды, как правило, отказывают в признании несовершеннолетних внуков иждивенцами (смотрите, например, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25.07.2017 N 33-КГ17-15; определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 4-КГ19-61; апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 08 июня 2023 г. по делу N 33-1512/2023; определение СК по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2023 г. по делу N 8Г-14365/2023[88-15162/2023]; определение СК по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 августа 2022 г. по делу N 8Г-5225/2022[88-6748/2022]; решение Аларского районного суда Иркутской области от 22 мая 2023 г. по делу N 2-115/2023; решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 4 июля 2022 г. по делу N 2-1400/2022).
Вместе с тем, в отсутствие содержания от родителей (например, родители не получают достаточного дохода; являются нетрудосособными; алименты не уплачиваются), внук может быть признан членом семьи (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 29 июля 2022 г. по делу N 33-10805/2022, апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 25 апреля 2016 г. по делу N 33-6811/2016).
При этом основание, на котором граждане совместно проживают в жилом помещении, не является квалифицирующим признаком для признания ребенка находящимся на иждивении; проживание по договору аренды, коммерческого найма не препятствует признанию находящимся на иждивении (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 18 января 2023 г. по делу N 33-115/2023). Указание в приведенных в вопросе положениях на собственность/договор социального найма не исключают возможность признания ребенка иждивенцем в иных ситуациях, а устанавливают правое регулирование для конкретных случаев.
В силу ч. 1 ст. 264 ГПК РФ дела об установлении родственных связей, нахождения на иждивении, признания членом семьи относятся к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Согласно ст. 267 ГПК РФ, в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Таким образом, указание в исковом заявлении цели признания иждивенцем и членом семьи является обязательным. Вместе с тем истец вправе указать ту или иную цель по своему усмотрению.
Просим учесть, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением иных специалистов. Окончательное решение о возможности признания внучки членом семьи, находящимся на иждивении военнослужащего, может принять только суд на основании всех обстоятельств дела с учетом представленных сторонами доказательств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Казакова Елена
Ответ прошел контроль качества
23 мая 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.