Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенное учреждение, не имеющее штатного бухгалтерского работника, заключило контракт, в соответствии с которым бухгалтерские услуги учреждению оказывает ИП. Правомерны ли действия учреждения, если расходы на приобретение таких услуг прямо предусмотрены его бюджетной сметой?

Казенное учреждение, не имеющее штатного бухгалтерского работника, заключило контракт, в соответствии с которым бухгалтерские услуги учреждению оказывает ИП. Правомерны ли действия учреждения, если расходы на приобретение таких услуг прямо предусмотрены его бюджетной сметой?

В штатном расписании небольшого муниципального казенного учреждения (штатная численность - 8 единиц) отсутствует должность бухгалтера. В связи с этим в бюджетной смете учреждению предусматриваются средства на закупку услуг по бухгалтерскому обслуживанию.
В полном соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ учреждением был проведен электронный аукцион, определен победитель и заключен контракт с ИП на оказание услуг по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
Спустя 3 месяца (а в это время контракт уже исполняется) внутренний аудитор местной администрации уведомляет казенное учреждение о том, что передача полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности ИП на основании контракта является нарушением действующего законодательства.
Учреждение в свою очередь отмечает, что расходы на закупку бухгалтерских услуг были в явном виде спланированы главным распорядителем бюджетных средств и отражены в бюджетной смете учреждения. Кроме того, по мнению учреждения, речь идет не о передаче ИП соответствующих полномочий (что должно носить безвозмездный характер), а лишь о закупке услуг, обеспечивающих реализацию самим учреждением этих полномочий.
Правомерны ли действия учреждения по заключению данного контракта? Прав ли внутренний аудитор, указавший на наличие нарушения?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Заключение казенным учреждением контракта, в соответствии с которым индивидуальный предприниматель оказывает учреждению услуги по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности, требованиям бюджетного законодательства не отвечает.

Обоснование позиции:

По общему правилу, предусмотренному ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ, руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Между тем порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы (в том числе казенными учреждениями) устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 9 ст. 3, ч. 3.1 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ).

По смыслу абзаца сорок пятого ст. 6 БК РФ находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств муниципальное казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени муниципального образования за счет средств местного бюджета, признается получателем бюджетных средств. Ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности отнесены подп. 5-6 п. 1 ст. 162 БК РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств.

На основании п. 10.1 ст. 161 БК РФ казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

Одновременно абзацем первым п. 6 ст. 264.1 БК РФ установлено, что по решению местной администрации полномочия органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы могут быть переданы в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством России, финансовому органу муниципального образования.

Кроме того, по решению Правительства России на основании обращения местной администрации полномочия органов местной администрации, подведомственных казенных учреждений по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы могут быть переданы в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством России, Казначейству России (абзац второй п. 6 ст. 264.1 БК РФ).

Таким образом, в соответствии с действующим бюджетным законодательством казенное учреждение может либо передать свои бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) на основании соглашения, либо эти полномочия могут быть централизованы в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 264.1 БК РФ.

При реализации положений бюджетного законодательства следует исходить из разрешительного типа правового регулирования "дозволено только то, что прямо разрешено законом", а никакие иные варианты организации бюджетного учета, в том числе коммерческий аутсорсинг (оказание бухгалтерских услуг коммерческими организациями и физическими лицами, в том числе являющимися индивидуальными предпринимателями), положениями БК РФ не предусмотрены (смотрите письмо Минфина России от 21 октября 2020 г. N 02-06-10/93946).

В этой связи в письме Минфина России от 12 февраля 2020 г. N 02-06-07/9319 разъясняется, что принятие получателями бюджетных средств решения о передаче своих полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности допускается только при условии возложения таких полномочий на иную организацию - участника бюджетного процесса (казенное учреждение): иное не позволит в полной мере реализовать принципы, лежащие в основе бюджетно-правового регулирования, а также надлежащим образом обеспечить организацию и осуществление внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля (ст. 160.2-1 БК РФ).

Обращаем внимание, что Минфином России в п. 10.1 ст. 161 БК РФ специально вносились изменения, направленные на недопущение заключения казенными учреждениями срочных договоров (контрактов) об оказании бухгалтерских услуг с частными организациями и индивидуальными предпринимателями, то есть круг субъектов, с которыми казенное учреждение вправе заключить соглашение о бухгалтерском обслуживании, целенаправленно ограничивался (письмо Минфина России от 20 марта 2020 г. N 02-06-10/23847).

Правовая позиция о недопустимости осуществления закупок аутсорсинговых услуг по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета и формированию бухгалтерской (бюджетной) отчетности подробно изложена и в письме Минфина России от 6 апреля 2020 г. N 09-07-08/27130.

То обстоятельство, что казенному учреждению доводятся средства на закупку бухгалтерских услуг, правового значения не имеет: как было показано, закупка казенным учреждением таких услуг у физических лиц (равно как и у организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями) даже при условии соблюдения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ принципиально не разрешена, поскольку противоречит положениям бюджетного законодательства. Само по себе доведение до казенного учреждения соответствующего финансового обеспечения о правомерности заключения контракта с индивидуальным предпринимателем не свидетельствует.

Предусмотренные п. 10.1 ст. 161 БК РФ соглашения обычно действительно носят безвозмездный характер, поскольку заключаются, как правило, между двумя казенными учреждениями, являющимися получателями средств одного и того же бюджета. Если допустить, что обслуживаемое казенное учреждение будет вносить плату по такому соглашению, то эти средства все равно будут зачислены в тот же самый бюджет, из которого и производится оплата. Поэтому заключение возмездного соглашения имеет смысл только в случае, если полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности передаются государственному (муниципальному) учреждению, которое не является получателем средств того же самого бюджета, за счет которого финансируется обслуживаемое казенное учреждение, что трудно представить себе на практике.

Нельзя принять и довод о том, что в рассматриваемой ситуации полномочия по ведению бюджетного учета не передавались, осуществлялась лишь закупка услуг для обеспечения исполнения этих полномочий. Получатель бюджетных средств самостоятельно (силами штатных работников) осуществляет свои бюджетные полномочия, не переданные в установленным порядке, это является его обязанностью (абзац двадцать восьмой ст. 6 БК РФ), поскольку иного бюджетное законодательство не допускает. В рассматриваемой ситуации ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности фактически обеспечивалось не учреждением, а индивидуальным предпринимателем: если за учреждением и остались какие-то функции, то только формальные (вроде подписания сформированного комплекта бюджетной отчетности). Еще раз подчеркнем, что Минфин России неоднократно указывал на недопустимость заключения казенными учреждениями контрактов на оказание бухгалтерских услуг с коммерческими организациями и физическими лицами, и позиция ведомства представляется нам весьма обоснованной.

С учетом изложенного, по нашему мнению, оказание индивидуальным предпринимателем казенному учреждению бухгалтерских услуг требованиям бюджетного законодательства не отвечает. Казенное учреждение должно либо самостоятельно обеспечивать ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности силами штатного работника (работников), либо соответствующие полномочия необходимо передать иной организации бюджетной сферы с соблюдением требований п. 10.1 ст. 161 или п. 6 ст. 264.1 БК РФ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Организация бухгалтерского учета (для бюджетной сферы) (апрель 2024);

- Энциклопедия решений. Централизованный бухгалтерский учет (для бюджетной сферы) (апрель 2024);

- Проблемы централизации бухгалтерского учета в бюджетной сфере (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, февраль 2022 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел

Ответ прошел контроль качества

16 апреля 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.