В 2024 году в рамках исполнения контракта, заключенного в 2021 году на условиях казначейского сопровождения, планируется привлечение соисполнителя. Каким именно федеральным законом о федеральном бюджете руководствоваться при решении вопроса о казначейском сопровождении средств по договору с таким соисполнителем: на 2021 или 2024 год?
В 2021 году был заключен контракт на выполнение работ, который продолжает исполняться и по сегодняшний день. Средства, предоставляемые на основании этого контракта, подлежат казначейскому сопровождению в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
В настоящее время (апрель 2024 года) планируется привлечение соисполнителя по вышеуказанному контракту. Средства по договору с соисполнителем потенциально также могут подлежать казначейскому сопровождению. В текущем финансовом году соответствующие основания определены Федеральным законом о федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Каким именно законодательным актом следует руководствоваться при решении вопроса о необходимости включения в такой договор с соисполнителем условий о казначейском сопровождении: Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ, в соответствии с которым казначейского сопровождению подлежал головной контракт, или же Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. N 540-ФЗ, которым определены основания для осуществления казначейского сопровождения в текущем финансовом году?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В случае привлечения в 2024 году соисполнителя по договору (контракту), заключенному в 2021 году, средства на финансовое обеспечение которого подлежат казначейскому сопровождению, надлежит руководствоваться положениями Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ, а не Федерального закона от 27 ноября 2023 г. N 540-ФЗ.
При этом некоторые особенности осуществления казначейского сопровождения, устанавливаемые федеральными законами, могут распространяться и на средства, предоставляемые на основании договоров, заключенных в предыдущие финансовые годы.
Обоснование позиции:
Казначейское сопровождение, как оно определено абзацем тридцать седьмым ст. 6 БК РФ, представляет собой проведение Казначейством России (финансовыми органами субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения.
В соответствии со ст. 242.25 БК РФ федеральным законом о федеральном бюджете ежегодно определяются подлежащие казначейскому сопровождению средства, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из федерального бюджета. Кроме того, на основании подп. 2 п. 1 ст. 242.26 БК РФ этим же федеральным законом, как правило, ежегодно определяются средства, подлежащие казначейскому сопровождению, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из региональных (местных) бюджетов.
Между тем надлежит учитывать, что положения о казначейском сопровождении (в том числе воспроизведенные выше) были включены в БК РФ только с 1 января 2022 г. со вступлением в силу Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ. Лишь положения п. 7 ст. 220.1 БК РФ о лицевых счетах, открываемых участникам казначейского сопровождения, в редакции Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2021 г., что прямо предусмотрено ч. 3 ст. 3 рассматриваемого Федерального закона.
В этой связи в письме Минфина России и Казначейства России от 14 января 2022 г. NN 09-02-10/1651,07-04-05/04-480 разъясняется, что в отношении целевых средств, подлежащих казначейскому сопровождению территориальными органами Казначейства России в соответствии с положениями федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, до вступления в силу положений Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ, казначейское сопровождение средств осуществляется территориальными органами Казначейства России до полного их исполнения в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами, принятыми до вступления в силу Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ.
Но даже применительно к средствам, основания для осуществления казначейского сопровождения которых возникли уже после 1 января 2022 г., Минфин России неоднократно указывал на необходимость руководствоваться при заключении договоров с соисполнителями положениями тех нормативных правовых актов, определяющих основания для осуществления казначейского сопровождения, которые действовали на момент заключения основного договора (контракта).
В частности, к договорам (контрактам), которые заключались в 2023 году в рамках исполнения государственных контрактов, заключенных в 2022 году, в п. 1 письма Минфина России от 3 февраля 2023 г. N 02-14-08/9062 предлагалось применять именно те правила, которые были определены ч. 41 ст. 10 Федерального закона от 29 ноября 2021 г. N 384-ФЗ, действовавшей в 2022 году. Аналогичный подход для другого частного случая прослеживается и в письме Минфина России от 13 марта 2023 г. N 02-14-08/20915.
В 2021 году основания для осуществления казначейского сопровождения средств, предоставляемых отдельным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, были определены ст. 5 Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ, то есть законодательным актом, принятым еще до вступления в силу Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ. По этой причине, по нашему убеждению, положения чч. 2-3 ст. 5 Федерального закона от 27 ноября 2023 г. N 540-ФЗ, принятые во исполнение ст. 242.25-242.26 БК РФ, вступивших в силу лишь с 1 января 2022 г., применяться при указанных обстоятельствах не должны.
С учетом изложенного, по нашему мнению, в случае привлечения в 2024 году соисполнителя по договору (контракту), заключенному в 2021 году, средства на финансовое обеспечение которого подлежат казначейскому сопровождению, надлежит руководствоваться положениями Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ, а не Федерального закона от 27 ноября 2023 г. N 540-ФЗ.
В то же время должны указать, что некоторые особенности осуществления казначейского сопровождения, устанавливаемые федеральными законами, все же могут распространяться и на средства, предоставляемые на основании договоров, заключенных в предыдущие финансовые годы. Для этого необходимо прямое указание соответствующего федерального закона.
Так, ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 2 ноября 2023 г. N 520-ФЗ установлено, что в 2024 году при казначейском сопровождении средств, предоставляемых на основании контрактов (договоров), заключенных в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, контрактов (договоров), заключенных бюджетными и автономными учреждениями, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), определенных в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", применяются положения чч. 2-4 этой же статьи.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Казначейское сопровождение (апрель 2024);
- Казначейское сопровождение. Памятка (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
- Разъяснения Минфина: госконтракт без казначейского сопровождения (Е. Карпова, журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2023 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел
Ответ прошел контроль качества
16 апреля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.