Можно ли за счет средств ОМС приобретать грунт, горшки, вазоны, кашпо, цветы для посадки?
ТФОМС в ходе контрольного мероприятия, проводимого в медицинской организации, признал нецелевым использованием средств ОМС приобретение земли универсальной для посадок, грунта универсального для посадок, приобретение горшков, вазонов, держателей для растений, цветов для посадки, кашпо.
Медучреждение не согласно с выводами ТФОМС.
Правомерен ли вывод ТФОМС? Существует ли судебная практика по данному вопросу?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, расходы на приобретение посадочных материалов допустимо было осуществлять за счет средств ОМС, если они были необходимы для озеленения прилегающей территории медучреждения, и только в том случае, если учреждению в проверяемом периоде не выделялась субсидия (целевая или на содержание имущества) для проведения работ по благоустройству территории, в т.ч. озеленения.
Если указанные расходы осуществлялись с целью озеленения помещений внутри здания (например, приобретение комнатных многолетних растений, грунта и кашпо для их посадки и размещения в коридорах, отделениях, столовой, кабинетах) медицинского учреждения, считаем, что такие расходы могут быть признаны ТФОМС нецелевыми.
Обоснование позиции:
Средства ОМС являются финансовым обеспечением государственных полномочий по организации оказания бесплатной медицинской помощи гражданам. Они носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели (п. 5 ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ") (далее - Закон N 326-ФЗ).
При оценке целевого использования учреждением средств ОМС в отношении указанных в вопросе расходов следует проанализировать:
- входят ли такие расходы (вид расходов) в структуру тарифов на оплату медицинской помощи;
- требовались ли такие расходы для обеспечения медицинской деятельности учреждения, были ли они направлены (непосредственно или косвенно) на оказание медицинских услуг по программе ОМС;
- были ли предусмотрены в проверяемом периоде иные источники финансового обеспечения указанных расходов.
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС предусмотрена разделом XII Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н). В расчет тарифов включаются затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи / медицинской услуги и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи / медицинской услуги (п. 192 Правил N 108н). Согласно пункту 186 Правил N 108н структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя в том числе расходы на содержание имущества, а также приобретение прочих материальных запасов.
Расходы на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенного медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги):
- относятся к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медучреждения в целом (п. 195 Правил N 108н),
- включают расходы на содержание прилегающих территорий в соответствии с санитарными правилами и нормами и содержание самого здания/помещения (п. 203 Правил N 108н). Расходы могут осуществляться как по договорам закупки работ/услуг, так и поставке прочих материальных запасов.
Расходы на приобретение грунта и цветов для посадки, горшков, вазонов, держателей для растений, кашпо относятся к прочим материальным запасам, которые напрямую не связаны с оказанием медицинской помощи. Такие расходы направлены прежде всего на создание обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства помещений или прилегающей территории медучреждения, т.е. с целью обеспечения благоприятной для пациентов и персонала обстановки.
Если учреждение осуществляло указанные расходы для озеленения прилегающей территории, необходимо учитывать следующее.
Озеленение территории (посадка деревьев, кустарников, разбивка газонов, клумб и т.д., а также их периодическое обновление) относится к работам по благоустройству территории медучреждения (п. 31.3 Отраслевых особенности бюджетного учета в системе здравоохранения РФ, направленных письмом Минздравсоцразвития РФ от 12.07.2007 N 5435-Р; отметим, что это письмо можно использоваться только в части, не противоречащей действующим нормативным актам).
Сводом правил СП 158.13330.2014 "Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования" (далее - Свод правил) установлено, что площадь озеленения участков прилегающей территории должна приниматься в зависимости от типа медицинской организации по интенсивности лечения (смотрите п. 5.1 Свода правил). Для стационаров интенсивного лечения площадь озеленения не нормируют. Для стационаров длительного лечения площадь озеленения рекомендуется не менее 50% площади, свободной от застройки. Кроме того, при ограниченной возможности озеленения участка в условиях плотной застройки рекомендуется компенсировать созданием "садов на крышах" и зимних садов (которые целесообразно устраивать при разновысоком решении больничного комплекса, обеспечивая зрительное восприятие зелени пациентами на уровне окон палат) (смотрите пп. 5.14, 5.15 Свода правил).
При этом необходимо учитывать, что финансовое обеспечение расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, также осуществляется за счет субсидии, выделенной учреждению на выполнение государственного задания (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 06.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях") или субсидии на иные цели.
Таким образом, расходы на приобретение посадочных материальных запасов, необходимых для озеленения прилегающей территории медучреждения, допустимо осуществлять за счет средств ОМС, если на эти цели учредителем не выделялась субсидия (целевая или на выполнение госзадания в части содержания имущества), либо выделялась в недостаточном размере для покрытия таких затрат. Расходы на содержание территории относятся к общеучрежденческим расходам, поэтому они подлежат распределению между всеми источниками финансирования, в рамках которых учреждение осуществляет свою деятельность (п. 208 Правил N 108н).
Если указанные в вопросе расходы осуществлялись с целью озеленения помещений внутри здания (например, приобретение комнатных многолетних растений, грунта и кашпо для их посадки и размещения в коридорах, отделениях, столовой, кабинетах) медицинского учреждения, то, по нашему мнению, такие расходы могут быть признаны нецелевыми. Данный вывод подтверждается судебной практикой (смотрите, например, постановления Шестнадцатого ААС от 19 ноября 2020 г. N 16АП-3229/20 и Третьего ААС от 18 августа 2020 г. N 03АП-3341/20).
Дополнительно отметим, что комнатные растения не рекомендуется размещать в помещениях медицинских организаций стационарного типа (особенно в детских больницах), в которых пациенты находятся длительно, поскольку сами растения и грунт, находящийся в горшках/кашпо, может являться источником аллергенов и бактерий (например, плесени) и тем самым представлять опасность для пациентов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сизонова Ольга
Ответ прошел контроль качества
17 апреля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.