Нужно ли согласовывать с ГРБС (главный распорядитель бюджетных средств) передачу имущества казенному учреждению иной подведомственности, если имущество не принято к учету на счете 101 00, так как использовать его в деятельности учреждения-заказчика не планируется?
Казенное учреждение N 1, подведомственное главному распорядителю бюджетных средств N 1, передало казенному учреждению N 2, подведомственному главному распорядителю бюджетных средств N 2, затраты на приобретение сервера и программного обеспечения к нему через счет 106 "Вложения в нефинансовые активы".
Надо ли согласовывать передачу с главными распорядителями бюджетных средств, если расходы были предусмотрены в качестве расходов на финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения N 1 с указанием соответствующего раздела, подраздела в КБК?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если на этапе планирования расходов предполагалось, что имущество будет использовано в целях исполнения функций, возложенных на казенное учреждение-заказчика, то решение о передаче приобретенного имущества казенному учреждению иной подведомственности должен принимать уполномоченный орган.
Необходимость согласования передачи движимого имущества отсутствует при одновременном выполнении условий:
- казенное учреждение-заказчик в явном виде наделено полномочиями на закупку товаров, работ, услуг, необходимых для исполнения функций другими органами власти и (или) подведомственными им казенными учреждениями;
- коды классификации расходов бюджета, по которым до казенного учреждения были доведены ЛБО (в частности, раздел, подраздел) в явном виде указывают на цели приобретения имущества.
Обоснование вывода:
Исходя из положений п. 31 Инструкции N 162н наличие показателя в бюджетном учете на счете 106 00 "Вложения в нефинансовые активы" казенного учреждения означает, что денежные обязательства в рамках договора поставки казенным учреждением приняты. Основанием для возникновения денежных обязательств в рамках государственного контракта является подписанный государственным заказчиком документ о приемке. Иными словами, приобретенные в рамках договора поставки товары не только отгружены, но и приняты заказчиком.
Собственником имущества является публично-правовое образование. Приобретенное учреждением по договору или иным основаниям имущество поступает в оперативное управление учреждения в порядке, установленном настоящим ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности (п. 2 ст. 299 ГК РФ). Соответственно, если иной порядок приобретения права оперативного управления не был предусмотрен ГРБС при предоставлении средств, право оперативного управления на движимое имущество, приобретенное в рамках договора, возникает у казенного учреждения - заказчика независимо от факта принятия объектов имущества к учету в составе нефинансовых активов.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Необходимость согласования передачи имущества в данной ситуации определяется целями приобретения движимого имущества. Так, если казенное учреждение, которому были доведены ЛБО для приобретения имущества, является лицом, уполномоченным на закупку от имени публично-правового образования в целях обеспечения имуществом (отдельными видами имущества и (или) программного обеспечения) иных получателей бюджетных средств данного публично-правового образования, и закупка движимого имущества в конкретном случае связана с исполнением таких полномочий, то согласовывать передачу имущества не требуется.
В том случае, если расходы на приобретение движимого имущества были запланированы в бюджетной смете в качестве расходов, связанных с обеспечением деятельности непосредственно казенного учреждения - заказчика, но реальная потребность в использовании имущества в его деятельности отсутствует, то согласовывать передачу такого имущества необходимо.
Однако во втором случае сам по себе факт согласования возможности передачи приобретенного движимого имущества казенному учреждению иной подведомственности не исключает претензий со стороны органов госфинконтроля по вопросу соблюдения требований бюджетного законодательства РФ. Дело в том, что в этом случае не в полной мере будут соблюдаться принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ), а также принцип прозрачности (открытости) (ст. 36 БК РФ).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и ЛБО доводятся до конкретных ПБС с указанием цели их использования. При этом цель использования бюджетных средств первична по отношению к кодам бюджетной классификации: именно исходя из цели определяется код классификации расходов бюджета, посредством которого обеспечивается принцип прозрачности (открытости) бюджета, а не наоборот. Иными словами, изначально для достижения определенной цели необходимо определиться с предметом закупки, а уже потом соответствующим расходам присваивается код бюджетной классификации.
Бюджетные ассигнования на обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам планируются обособленно от бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. При этом при планировании бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций казенных учреждений коды раздела, подраздела классификации расходов бюджета определяются исходя из тех функций, в целях исполнения которых казенное учреждение создано. В том случае, если казенное учреждение уполномочено на осуществление централизованных закупок, отнесение расходов на соответствующие разделы, подразделы осуществляется с учетом особенностей, определенных п. 18.1 Порядка N 82н. Учитывая, что в рассматриваемой ситуации передача имущества осуществляется между казенными учреждениями различной подведомственности, раздел, подраздел классификации расходов бюджета должен соответствовать отраслевой принадлежности (выполняемым функциям) того казенного учреждения, которое фактически должно было использовать в своей деятельности приобретаемое имущество.
Если на этапе планирования расходов целью приобретения имущества являлось использование его при исполнении тех функций, которые поручены казенному учреждению, то последующая передача его казенному учреждению иной подведомственности будет означать, что целевой характер использования бюджетных средств, отраженных в расходной части бюджета посредством присвоения конкретных кодов бюджетной классификации, не соответствует фактическим целям его приобретения.
Гражданское законодательство РФ не лишает казенное учреждение права на отказ от права оперативного управления на имущество, владение и пользование которым противоречит целям деятельности учреждения (смотрите, например, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.03.2024 по делу N А65-1269/2024). В том случае, если на этапе составления проекта и утверждения бюджета приобретенное имущество планировалось использовать в деятельности того казенного учреждения, которому были доведены соответствующие ЛБО, но впоследствии обстоятельства изменились, то казенное учреждение вправе обратиться в орган, осуществляющий права собственника имущества публично-правового образования для решения вопроса о дальнейшем порядке использования имущества, в том числе и решения вопроса о передаче этого имущества казенному учреждению иной подведомственности.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Ответ прошел контроль качества
12 апреля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.