Как отразить возврат излишне перечисленного в прошлом году объема субсидии на задание в следующем году?
Финансирование субсидии на задание в 2022 году перечислено в полном объеме авансом. Муниципальное задание выполнено. В 4 квартале 2022 года задание скорректировано - уменьшено, при этом есть остаток на лицевом счете учреждения на 01.01.2023.
В 2023 году МБОУ (муниципальное бюджетное образовательное учреждение) возвращает остаток субсидии учредителю. Сделаны проводки: Дебет (АнКВИ 610) 4 303 05 831 Кредит 4 201 11 610.
Учредитель отражает зачисление средств в доход бюджета проводкой: Дебет 1 210 02 562 Кредит 1 209 36 662 по КДБ 1 13 02 994130.
Верно ли применены АнКВИ 610 у учреждения, КДБ у учредителя?
Какой счет нужно применить учредителю: 205 36 или 209 36?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Конкретный порядок отражения указанной ситуации прямо не урегулирован Инструкциями по учету, его следует согласовать с финорганом публично-правового образования.
Учитывая порядок формирования отчетности и контрольные соотношения к ней, в том числе порядок сверки бюджетной отчетности учредителя и бухгалтерской отчетности учреждения в части субсидии на задание, считаем, что остаток средств субсидии прошлого года в такой ситуации может быть возвращен в порядке, аналогичном возврату в бюджет средств субсидии прошлого года при невыполнении задания, с использованием счета 1 205 36 002 учредителем и счета (610) 4 303 05 001 учреждением.
Вместе с тем не исключен и порядок отражения в учете учредителя поступлений от возврата дебиторской задолженности прошлых лет. В таком случае расчеты учредителем отражаются на счете 1 209 36 002, а учреждением используется счет 4 205 31 001 для отражения расчетов с бюджетом и возврата излишне полученных в прошлом году средств субсидии на задание.
В любом случае бюджетное учреждение отражает возврат субсидии прошлого года с применением АнКВИ 610 и КОСГУ 610.
Также необходимо обеспечить сверку поступлений у учредителя по КДБ 1 13 02994 ХХ ХХХХ 130 Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов городских округов в Отчете (ф. 0503127) с показателями возвратов остатков субсидий прошлых лет по строкам 592 и 910 Отчета (ф. 0503737) по КФО 4.
Кроме того, считаем необходимым раскрыть информацию о сложившейся ситуации в Пояснительной записке к отчетности.
Обоснование вывода:
Уменьшение задания в текущем году, как правило, предусматривает перерасчет суммы субсидии и заключение дополнительного соглашения для корректировки суммы субсидии на задание в сторону уменьшения. При уменьшении задания перечисление завершающего платежа должно осуществляться с учетом уменьшения задания, то есть в меньшем размере, или не перечисляться вовсе. Таким образом, уже в конце года после уменьшения задания учреждению может быть уменьшен итоговый объем полагающейся субсидии, и именно указанный объем субсидии следует перечислить учреждению. При условии, что средства субсидии на задание перечислены учреждению в большем объеме, необходимо обеспечить возврат излишне перечисленных средств также в году предоставления субсидии.
В случае уменьшения задания на основании допсоглашения учредитель отражает в учете корректировку бюджетных обязательств на счетах санкционирования расходов.
В ситуации, когда сумма субсидии перечислена в большем объеме, средства субсидии, излишне перечисленные, подлежат возврату учредителю. При этом данный возврат учреждению следовало осуществить еще в году предоставления субсидии, то есть в 2022 году, в порядке возврата излишне полученных доходов. Именно такой подход позволяет корректно отразить показатели в учете и отчетности учредителя и учреждения в году предоставления субсидии, в том числе восстановление ранее произведенных кассовых расходов и уточнение показателей бюджетных и денежных обязательств в учете учредителя, а также объем предоставленной учреждению субсидии с учетом корректировки задания.
При условии возврата средств в году предоставления субсидии (в 2022 году) в учете следовало отразить следующие операции:
1. Учредитель:
1.1. Дебет 1 501 13 241 Кредит 1 502 11 241
- способом "Красное сторно" уменьшена сумма ранее принятых бюджетных обязательств на финансовое обеспечение субсидии на задание в связи с корректировкой задания в сторону уменьшения на основании доп. соглашения об уменьшении объемов субсидии в текущем году на текущий год;
1.2. Дебет 1 304 05 241 Кредит 1 206 41 662
- зачисление на лицевой счет ПБС средств возврата излишне перечисленных средств субсидии текущего года (восстановление кассовых расходов текущего года);
1.3. Дебет 1 502 11 241 Кредит 1 502 12 241
- способом "Красное сторно" отражена корректировка денежных обязательств в сторону уменьшения.
2. Учреждение:
2.1. Дебет 4 401 40(41) 131 Кредит 4 205 31 661
- уменьшена сумма субсидии на задание в связи с корректировкой задания в сторону уменьшения на основании допсоглашения об уменьшении объемов субсидии в текущем году на текущий год;
2.2. Дебет 4 205 31 561 Кредит 4 201 11 610,
уменьшение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 131)
- возврат излишне перечисленных средств субсидии текущего года (возврат доходов текущего года);
2.3. Дебет 4 508 10 131 Кредит 4 507 10 131
- уменьшены показатели полученного финансового обеспечения текущего года.
В рассматриваемой ситуации возврат не был осуществлен в 2022 году. При этом, исходя из формулировки вопроса, выполнение задания было учтено в новом размере, то есть признание расходов и доходов текущего года при формировании финансового результата отчетного года учредителем и учреждением учитывало размер уменьшенного задания. Соответственно, в учете учредителя на конец года остался незакрытым показатель на счете 1 206 41 002 в объеме излишне перечисленной субсидии. В аналогичной сумме должен был сформироваться показатель кредиторской задолженности на конец года на счете 4 205 31 001 у учреждения.
Дальнейший порядок учета указанной ситуации прямо Инструкциями по учету не урегулирован. Общий порядок отражения в учете расчетов по субсидии на задание предусматривает формирование расчетов при условии возврата средств субсидии в результате невыполнения задания. В данном случае муниципальное задание выполнено, при этом возврат обусловлен излишним перечислением средств учредителем в прошлом году.
При этом возврат излишне перечисленных средств является обязательным для учреждения. Соответственно, возврат средств прошлого года в любом случае должен быть отражен в учете учреждения с применением АнКВИ 610 и КОСГУ 610. Использование АнКВД 130 при возврате средств прошлогодней субсидии невозможно в году возврата - не будет пройдена сверка между расходами учредителя в Отчете (ф. 0503127) и суммой поступлений по АнКВД 130 в Отчете (ф. 0503737) учреждения по КФО 4 (смотрите п. 10 Приложения N 1 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 12.12.2022 NN 02-06-07/121653, 07-04-05/02-31103). Расходы учредителя в отчетном году (по КВР 611) не могут быть больше, чем средства субсидии, полученные бюджетным учреждением. А в результате возврата средств субсидии прошлого года по АнКВД 130 сумма субсидии текущего года в отчетности учреждения будет уменьшена на сумму возврата средств прошлогодней субсидии.
В случае возврата в очередном году излишне перечисленных в прошлом году средств субсидии по АнКВИ 610 для обеспечения равенства строк 450 и 500 Отчета (ф. 0503737) по КФО 4 возврат средств будет отражен учреждением в Отчете (ф. 0503737) по КФО 4 в третьем разделе Отчета (ф. 0503737) по строке 720 (которая формируется в том числе на основании кредитовых оборотов по счету 201 11 610), а также в строке 592, которая формируется в том числе на основании показателей по выбытию денежных средств при возврате остатков субсидий (грантов) прошлых лет.
Кроме того, показатели в части субсидии на задание подлежат обязательной сверке при формировании отчетности. При этом не следует забывать, что Контрольные соотношения, определенные Федеральным казначейством, не допускают несоответствия между показателями строки 592 и строки 910 в Отчете (ф. 0503737) по КФО 4. Таким образом, возврат субсидии учреждением, в том числе и в случае возврата излишне перечисленных в прошлом году средств субсидии, хоть и не связан напрямую с невыполнением задания, будет все равно отражен по строке 910 Отчета (ф. 0503737) по КФО 4. В свою очередь, показатель остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, возвращенный в доход бюджета, отраженный в консолидированном (сводном) Отчете (ф. 0503737) по КФО 4 в строке 910 раздела 4, выверяется Учредителем на соответствие показателю поступлений доходов бюджета по КБК 000 1 13 0299Х ХХ ХХХХ 130 консолидированного Отчета (ф. 0503127).
Рекомендуем согласовать порядок отражения рассматриваемой ситуации в учете с финорганом.
При выборе варианта следует учесть особенности применения КБК.
Основной вариант.
При условии установления детализации в коде доходов КДБ 1 13 02994 ХХ ХХХХ 130 Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов городских округов группы подвида доходов бюджета (14-17 разряды кода доходов ХХХ 1 13 02994 ХХ ХХХХ 130) для обособления возвратов субсидий на задание прошлых лет считаем возможным применить исключительно вариант отражения возвратов субсидии в порядке, предусмотренном для возвратов субсидии на задание в связи с невыполнением задания. Такой подход обусловлен особенностями сверки показателей бюджетной и бухгалтерской отчетности и порядком формирования номеров счетов у учредителя и учреждения.
Как уже было отмечено, учредителю необходимо обеспечить сверку показателей возвратов по КДБ 1 13 02994 ХХ ХХХХ 130. Формирование расчетов с учетом системного письма Минфина России "О признании в бухгалтерском (бюджетном) учете показателей доходов (расходов) отчетного периода по операциям от получения бюджетными и автономными учреждениями субсидий из бюджета" от 04.02.2020 N 02-06-07/6939 целесообразно отразить в конце года, при этом в случае применения соответствующей детализации по КД 1 13 02994 ХХ ХХХХ 130 в учете учредителя необходимо отразить расчеты на счете 1 205 36 002, а в учете учреждения на счете (610) 4 303 05 002. Поступление средств субсидии, излишне перечисленной в прошлом году, отражается в таком случае учредителем по дебету счета 1 210 02 136 и кредиту счета 1 205 36 662 (КДБ 1 13 02994 ХХ ХХХХ 130).
Дело в том, что при установлении детализированного КДБ 1 13 0299Х ХХ ХХХХ 130 для обособления возвратов субсидий на задание прошлых лет учредитель не вправе применить указанный код при формировании номера счета 1 209 36 002. Такой КБК должен применяться только при формировании номера счета 1 205 36 002. Соответственно, для успешной сдачи отчетности учредитель в таком случае вынужден применить счет 1 205 36 002 и отразить расчеты в порядке, аналогичном отражению операций по расчетам с учреждением в части возвратов субсидий на задание в связи с невыполнением задания.
В свою очередь, применение счета 1 205 36 002 учредителем вызывает необходимость отразить в учете учреждения задолженность на счете (610) 4 303 05 001. Дело в том, что к показателям Сведений (ф. 0503169 и ф. 0503769) на начало и конец года в части остатков по субсидии на задание, которые необходимо вернуть в доход бюджета, установлен межформенный контроль:
у учреждения в Сведениях (ф. 0503769) по КФО 4 показатели граф 2 и 9 (остатки на начало и конец года) в части кредиторской задолженности по счету (...610) 4 303 05 001 должны быть равны показателям граф 2 и 9 (остатки на начало и конец года) Сведений (ф. 0503169) учредителя в части дебиторской задолженности на счете 1 205 36 002 (КД 1 13 0299Х ХХ ХХХХ 130).
Соответственно, при условии, что у учреждения в результате излишнего финансирования на конец года сформировалась кредиторская задолженность на счете 4 205 31 001, ее следовало перенести в конце 2022 года на счет (610) 4 303 05 001. Отметим, что данная корреспонденция счетов прямо не предусмотрена Инструкцией N 174н, ее следует согласовать с учредителем. Как правило, задолженность на счете 303 05 по субсидиям возникает в учете учреждения при формировании корреспонденций со счетом 4 401 40 131. При условии, что уменьшение задания не было оформлено допсоглашением на уменьшение субсидии, учреждение имело возможность в конце отчетного (2022) года отразить уменьшение задания в части невостребованного финансового обеспечения по дебету счета 4 401 40 131 и кредиту счета (610) 4 303 05 002 без формирования показателя кредиторской задолженности на счете 4 205 31 002. Если же было оформлено доп. Соглашение на уменьшение субсидии (Дт 4 401 40 131 Кт 4 205 31 661), следует сформировать дополнительную проводку для формирования расчетов с бюджетом в части прошлогодней субсидии на задание к возврату: Дт (...130) 4 205 31 561 Кт (...610) 4 303 05 731. Возврат средств отражается в очередном году по дебету счета (610) 4 303 05 831 и кредиту счета 4 201 11 610 (увеличение забалансового счета 18, АнКВИ 610, КОСГУ 610).
Таким образом, с учетом установленных контрольных соотношений к показателям бюджетной и бухгалтерской отчетности, а именно с учетом сверки остатков по счету 1 13 0299Х ХХ ХХХХ 130 1 205 36 002 у учредителя с остатками на счете (...610) 4 303 05 001 у учреждения, а также сверкой поступлений по коду доходов 1 13 0299Х ХХ ХХХХ 130 в отчетности учредителя с показателем в строке 910 Отчета (ф. 0503737) по КФО 4 учреждения, считаем наиболее корректным отразить возврат средств субсидии на задание, излишне перечисленных в прошлом году, в порядке, аналогичном отражению в учете возвратов субсидий на задание прошлых лет в связи с невыполнением задания.
Альтернативный вариант.
Вместе с тем возможен и другой подход - при условии, что код доходов КДБ 1 13 02994 ХХ 0000 130 Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов городских округов не содержит детализации в части группы подвида доходов бюджета (14 17 разряды кода доходов ХХХ 1 13 02994 ХХ ХХХХ 130) для обособления возвратов субсидий на задание прошлых лет.
В таком случае для учредителя излишне перечисленные средства субсидии можно признать в конце года дебиторской задолженностью по расходам, подлежащей урегулированию в очередном году. Их возврат учреждением в очередном году не связан с невыполнением задания, поэтому применение счета 1 205 36 002, предназначенного для расчетов с учреждениями, возникающих в связи с невыполнением задания, будет искажать указанный показатель. Для учета такой задолженности предназначен счет 1 209 36 000 Дебиторская задолженность по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет" - суммы финансовых требований по компенсации затрат государства к получателям авансовых платежей по произведенным предварительным оплатам, не возвращенным контрагентом в случае изменения условий, отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020930000 "Расчеты по компенсации затрат" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 020600000 "Расчеты по выданным авансам.
Считаем возможным отнести сумму переплаты и отразить в учете учредителя последним рабочим днем отчетного периода (2022 года) перевод задолженности со счета 1 206 41 002 на счет 1 209 36 002 с указанием КДБ 1 13 02994 ХХ 0000 130 Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов городских округов. В случае отражения в 2023 году учредителем расчетов по средствам субсидии с учреждением на счете 1 209 36 002 поступление средств субсидии, излишне перечисленной в прошлом году, отражается по дебету счета 1 210 02 136 и кредиту счета 1 209 36 662 (КДБ 1 13 02994 ХХ 0000 130).
При этом сверка показателей в консолидированном (сводном) Отчете (ф. 0503737) по КФО 4 по строке 910 раздела 4 на соответствие показателю поступлений доходов бюджета по КБК 000 1 13 02994 ХХ 0000 130 консолидированного Отчета (ф. 0503127) будет обеспечена.
При таком варианте отражения в учете учредителя возврата излишне перечисленных средств, в свою очередь в учете учреждения получателя субсидии не следует переносить кредиторскую задолженность со счета 4 205 31 002 на счет (...610) 4 303 05 002 в конце 2022 года, иначе не будет пройдена сверка расчетов с учредителем на годовую отчетную дату. При этом в 2023 году возврат средств субсидии прошлого года учреждение может отразить также без применения счета 303 05 - по дебету счета 4 205 31 561 и кредиту счета 4 201 11 610 (увеличение забалансового счета 18, АнКВИ 610, КОСГУ 610).
Таким образом, при использовании второго варианта (с учетом допустимости КБК) в учете могут быть отражены следующие операции:
1. Учредитель:
1.1. Дебет КДБ 1 13 02994 ХХ 0000 1 209 36 562 Кредит КРБ 1 206 41 662
- отражена реклассификация финансовых требований последним рабочим днем отчетного (2022) года;
1.2. Дебет КДБ 1 13 02994 ХХ 0000 1 210 02 136 Кредит КДБ 1 13 02994 ХХ 0000 1 209 36 662
- на лицевой счет учредителя - администратора доходов в 2023 году поступил возврат излишне перечисленных средств субсидии прошлых лет (возврат дебиторской задолженности прошлых лет);
2. Учреждение:
2.1. Дебет (...130) 4 401 40(41) 131 Кредит (...130) 4 205 31 661
- в 2022 году уменьшена сумма субсидии на задание в связи с корректировкой задания в сторону уменьшения на основании допсоглашения об уменьшении объемов субсидии в текущем году на текущий год, сформировалась кредиторская задолженность на счете (...130) 4 205 31 001;
2.2. Дебет (...130) 4 205 31 561 Кредит 4 201 11 610,
увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)
- осуществлен возврат излишне перечисленных средств субсидии прошлых лет.
В любом случае указанную ситуацию, а также порядок ее отражения, рекомендует описать в Текстовой части Пояснительной записки как учреждения, так и учредителя.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Разрезова Татьяна
Ответ прошел контроль качества
8 февраля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.