По какой статье (подстатье) КОСГУ отразить расходы на приобретение наглядных пособий?
Казенное образовательное учреждение приобретает методические, наглядные пособия, игрушки, настольные игры (из картона, дерева, пластмассы, текстильные) для работы педагогов на уроках и занятиях с учащимися. Эти же объекты также приобретаются для непосредственных игр учащимися, проживающими в интернате, посещающими занятия допобразования и прочее. Срок эксплуатации одной и той же игрушки, методического материала, наглядного пособия в зависимости от функциональной принадлежности может составлять и менее 12 месяцев и, соответственно, больше года.
Какую статью (подстатью) КОСГУ применять при приобретении вышеуказанных объектов учета?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на приобретение методических, наглядных пособий, игрушек, настольных игр, которые учреждение планирует использовать в процессе образовательной деятельности и в качестве игрушек, могут быть отражены в зависимости от принятого профильной комиссией решения по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ или подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.
Обоснование вывода:
При отнесении расходов на конкретные коды классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) организации бюджетной сферы должны руководствоваться Порядком N 209н. Определение кодов КОСГУ осуществляется исходя из экономического содержания хозяйственной операции (п. 3 Порядка N 209н).
По общему правилу расходы на приобретение (изготовление) объектов, которые в дальнейшем в соответствии с положениями действующих федеральных стандартов, а также Инструкции N 157н могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ. Так, операции по поступлению (принятию к учету) объектов основных средств, а также расходы на оплату государственных (муниципальных) контрактов, договоров о приобретении (изготовлении) объектов, относящихся к основным средствам, осуществляются с применением статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209н). В свою очередь, операции по поступлению (принятию к учету) материальных запасов, а также расходы на оплату государственных (муниципальных) контрактов, договоров о приобретении (изготовлении) объектов, относящихся к материальным запасам отражаются с применением одной из подстатей статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ, в зависимости от целевого (функционального) назначения запаса (п. 11.4 Порядка N 209н).
Решение о принятии имущества в состав основных средств или материальных запасов принимает постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н, далее - комиссия). Принимая соответствующее решение комиссии необходимо руководствоваться в том числе положениями Стандарта "Основные средства", Стандарта "Запасы", Инструкцией N 157н, а также учитывать технические характеристики объекта (объектов), интенсивность, способ предполагаемой эксплуатации и т.д.
Так, отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в пп. 7, 8 Стандарта "Основные средства", пп. 38, 39 Инструкции N 157н. Одним из обязательных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев, а вот стоимость объекта имущества при отнесении его к основным средствам или материальным запасам значения не имеет. При этом согласно п. 10 Стандарта "Основные средства" объект должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций.
В то же время объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н. В частности, указанный пункт содержит норму, согласно которой материальные ценности специального назначения включаются в состав материальных запасов и, следовательно, подлежат учету на балансовом счете 0 105 00. Вместе с тем ни Инструкция N 157н, ни Стандарт "Запасы" не содержат пояснений, какие именно объекты могут быть отнесены к материальными ценностями специального назначения.
В то же время в п. 11.4.8. Порядка N 209н содержится указание о том, что расходы на приобретение (изготовление) специальной продукции относятся на подстатью 349 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения" КОСГУ. При этом рекомендации о возможности включения приобретаемых активов в состав специальной продукции приведены в Руководстве по применению классификации операций сектора государственного управления, доведенных письмом Минфина России от 11.12.2020 N 02-08-10/109210 (далее - Руководство по применению КОСГУ), в котором уточнено, что перечни объектов, относимых к специальной продукции, определяются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, изданными в целях реализации возложенных на них функций. Подобные акты могут быть выпущены в форме ведомственных приказов, распоряжений и т.д. (смотрите, например, приказ МВД России от 27.04.2002 N 390 "О разработке и утверждении образцов специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении").
С одной стороны, в Порядке N 209н и Руководстве по применению КОСГУ используется термин "специальной продукция", что не идентично термину "материальные ценности специального назначения". С другой стороны, принимая во внимание отсутствие в нормативных актах, регулирующих порядок бухгалтерского учета в организациях бюджетной сферы указаний о порядке включения объектов в состав материальных ценностей специального назначения, считаем, что в целях организации единообразного подхода принцип отнесения нефинансовых активов в состав материальных запасов специального назначения может быть аналогичен принципу их отнесения в состав специальной продукции, не расширяя самостоятельно такой перечень. Подобный подход, на наш взгляд, является наиболее рациональным и безопасным.
Иными словами, в рамках учетной политики (иных локальных актов) учреждения целесообразно предусмотреть, что в состав материальных запасов специального назначения подлежат включению только те объекты, которые прямо поименованы и (или) отвечают критериям их отнесения в состав специальной продукции согласно соответствующему нормативно-правовому акту.
В рассматриваемой ситуации казенное учреждение приобретает методические, наглядные пособия, игрушки, настольные игры для осуществления образовательной деятельности, а также для игр воспитанников. Учитывая, что данное имущество не относится в состав специальной продукции, может выполнять определенные самостоятельные функции, то комиссии при принятии решения следует установить предполагаемый срок полезного использования активов. При этом цель использования имущества (образовательная деятельность или игры) значения не имеет.
Таким образом, расходы на приобретение методических, наглядных пособий, игрушек, настольных игр, которые учреждение планирует использовать в процессе образовательной деятельности и в качестве игрушек, могут быть отражены в зависимости от принятого профильной комиссией решения:
- по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, если рассматриваемые активы удовлетворяют критериям по отнесению их к объектам основных средств;
- по одной из подстатей статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ, если, по мнению комиссии, срок полезного использования рассматриваемого имущества менее 12 месяцев. В частности, расходы могут быть отнесены на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ как прочие объекты, относящиеся к материальным запасам, не отнесенные на иные подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (11.4.6 Порядка N 209н).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена
Ответ прошел контроль качества
25 января 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.