Какими бухгалтерскими записями отразить в учете бюджетного учреждения операции по начислению и поступлению штрафных санкций от оператора электронной площадки?
На лицевой счет бюджетного учреждения поступили средства в виде штрафных санкций, наложенных на участника закупки за подачу заявок, не соответствующих требованиям заказчика.
Какими корреспонденциями счетов отразить в учете бюджетного учреждения операции по начислению этих санкций и их поступлению?
Речь идет не о штрафных санкциях за нарушение условий контрактов, а о санкциях, взысканных электронной площадкой с участника закупки за подачу заявки, не соответствующую условиям заказчика, то есть еще до заключения контракта.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В учете бюджетного учреждения сумма обеспечения заявки, удержанная оператором электронной площадки в пользу заказчика и зачисленная на лицевой счет, может быть отражена с применением счета 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами" по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 и подстатье 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ.
Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации на лицевой счет бюджетного учреждения поступили денежные средства в виде штрафных санкций, наложенных на участника закупки за подачу заявок, не соответствующих требованиям заказчика.
По общему правилу денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок в случаях, предусмотренных ч. 14 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ), перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
В соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ бюджетные учреждения вправе самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться поступающим в их распоряжение движимым имуществом (за исключением особо ценного), в том числе и денежными средствами. Такие доходы признаются собственными доходами бюджетных учреждений, подлежат отражению по коду финансового обеспечения "2" и расходуются в общеустановленном порядке (п. 72 Инструкции N 174н).
В то же время в письме Минфина России от 26.05.2015 N 02-08-12/30332 специалистами было разъяснено, что перечисление оператором электронной площадки, удержанного в соответствии с ч. 14 ст. 44 Закона N 44-ФЗ обеспечения заявки является исполнением предусмотренной Законом N 44-ФЗ административной санкции, примененной к участникам электронного аукциона за неисполнение ими требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно бюджетному законодательству РФ средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, иные суммы принудительного изъятия, относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 41 БК РФ). В связи с этим обеспечение заявки, удержанное в качестве штрафа оператором электронной площадки и перечисленное на лицевой счет бюджетного учреждения, следует перечислить в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (смотрите также письмо Минфина России от 27.01.2015 N 02-02-04/2786).
Таким образом, денежные средства, перечисленные бюджетному учреждению, в данном случае не являются его доходами, а являются доходами соответствующего бюджета бюджетной системы. При этом бюджетные учреждения в соответствии с бюджетным законодательством РФ не наделены полномочиями администраторов доходов бюджета по штрафам, пеням и неустойкам за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Следовательно, денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ о закупках, удержанные оператором электронной площадки и поступившие на лицевой счет бюджетного учреждения как санкции, налагаемые на участников электронных торгов, подлежат дальнейшему перечислению в доход бюджета.
В бухгалтерском учете учреждения в случае поступления указанных средств не напрямую в доход бюджета, а на лицевой счет учреждения, необходимо отразить расчеты с участником закупки с одновременным признанием задолженности перед бюджетом. Для этого применяются счета 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами" и 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет". Согласно п. 235 Инструкции N 157н счет 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами" используется для расчетов с дебиторами в ситуациях, отражение которых не предусмотрено на иных счетах учета, что соответствует учету расчетов с участниками закупки в части денежных взысканий за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок. На счете 303 05,в свою очередь, отражается задолженность учреждения, возникшая перед соответствующим администратором доходов бюджета. Обязанность перечислить такие средства в бюджет в силу Закона N 44-ФЗ возникает уже у бюджетного учреждения, на лицевой счет которого поступили денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ о закупках.
Приказом Минфина от 13.10.2023 N 164н были внесены изменения в порядок составления бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, согласно которому при формировании Отчета ф. 0503737 в составе внутренних источников финансирования дефицита средств (по стр. 520) отражается поступление на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения денежных взысканий за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Одновременно, вышеназванные поступления в ф. 0503723 теперь отражаются в отдельной строке (стр. 4610) как иные поступления денежных средств, не отраженные в поступлениях и выбытиях.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в учете бюджетного учреждения сумма обеспечения заявки, удержанная оператором электронной площадки в пользу заказчика в соответствии с ч. 14 ст. 44 Закона N 44-ФЗ и зачисленная на лицевой счет, может быть отражена с применением кода аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 (п. 69.4.1 Порядка N 82н) и подстатьи 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ (п. 13.1 Порядка N 209н).
Таким образом, рассматриваемая ситуация в учете бюджетного учреждения может быть отражена следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет 2 210 05 56Х Кредит 2 303 05 731
- признание задолженности перед бюджетом в момент возникновения требования;
2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 210 05 66Х,
увеличение забалансового счета 17 (АнКВИ 510, КОСГУ 510)
- поступили денежные средства на лицевой счет от оператора;
3. Дебет 2 303 05 831 Кредит 2 201 11 610,
увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)
- отражено перечисление в доход бюджета поступившего от оператора электронной площадки удержанного обеспечения заявки.
Учитывая, что данная ситуация не урегулирована нормами действующего законодательства в области бухгалтерского учета, вопрос ее отражения в учете учреждению необходимо согласовать с учредителем в соответствии с п. 4 Инструкции N 174н.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Клименко Галина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
муниципальный советник 1 класса Селина Елена
25 декабря 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.