Нужно ли применять Стандарт "Аренда" при безвозмездном пользовании помещением по договору, заключенному между учреждениями одного уровня подведомственности?
Два бюджетных учреждения одного ведомства заключили договор безвозмездного пользования (аренды) нежилым помещением в здании, находящимся в оперативном управлении, для осуществления деятельности по оказанию госуслуг. Подпадает ли данный договор под Стандарт "Аренда" или же согласно п. 4 его можно не применять в данном случае? Разрешение собственника (Росимущество) получено, но собственник не был инициатором передачи.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации Стандарт "Аренда" подлежит применению, это обусловлено тем, что собственник (Росимущество) только согласовал возможность заключения такого договора, а не инициировал передачу имущества. В то же время для исключения рисков претензий со стороны должностных лиц органов финконтроля относительно квалификации указанного договора учреждению целесообразно располагать документами, подтверждающими, что согласование договора безвозмездного пользования не является способом реализации полномочий собственника имущества в части предоставления бюджетному учреждению имущества, необходимого для оказания государственных услуг.
Обоснование вывода:
При получении по договору безвозмездного пользования любого имущества как от юридических, так и от физических лиц, организации бюджетной сферы отражают операции в учете согласно положениям Стандарта "Аренда" с учетом предусмотренных исключений (пп. 2, 8 Стандарта "Аренда").
Так, в соответствии с положениями подп. "г", "д", "е" п. 4 Стандарта "Аренда", п. 333 Инструкции N 157н, объектами аренды не являются:
- имущество, которое по решению собственника (учредителя) предоставлено в безвозмездное пользование для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, признаваемого для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности вкладом собственника (учредителя);
- имущество, предоставленное в безвозмездное пользование в силу обязанности, возникающей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- предоставленное в безвозмездное пользование имущества в целях его совместного владения и пользования (без объединения имущества) субъектами учета для выполнения (в целях обеспечения выполнения) возложенных на них государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг.
В первом и третьем случаях речь идет о тех ситуациях, когда уполномоченные органы не используют предусмотренный законом механизм закрепления объектов на праве оперативного управления и заменяют его безвозмездным пользованием. Соответственно основанием для применения исключений будет являться распорядительный документ органа по управлению имуществом и (или) органа-учредителя.
В данном случае, для оценки необходимости применения Стандарта "Аренды" в рамках договора безвозмездного пользования нежилым помещением, закрепленным на праве оперативного управления за одним из бюджетных учреждений, сторонам такого договора необходимо располагать информацией от собственника о том, является ли факт согласования договора безвозмездного пользования только согласованием возможности заключения бюджетными учреждениями такого договора в рамках осуществления полномочий, либо таким способом были реализованы полномочия собственника имущества в части предоставления бюджетному учреждению имущества, необходимого для реализации возложенных на него функций, без закрепления за ним права оперативного управления на такое имущество.
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации инициатива заключения такого договора принадлежит учреждениям, Стандарт "Аренда" подлежит применению, это обусловлено тем, что собственник (Росимущество) только согласовал возможность заключения такого договора. В то же время, для исключения рисков претензий со стороны должностных лиц органов финконтроля относительно квалификации указанного договора, учреждению целесообразно располагать документами, подтверждающими, что согласование договора безвозмездного пользования не является способом реализации полномочий собственника имущества в части предоставления бюджетному учреждению имущества, необходимого для оказания государственных услуг.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Как организовать учет по Стандарту "Аренда" (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Учет при безвозмездном пользовании по стандарту "Аренда" у ссудодателя (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Учет при безвозмездном пользовании по стандарту "Аренда" у ссудополучателя (для бюджетной сферы).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман
Ответ прошел контроль качества
22 декабря 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.