Что целесообразно предусмотреть медучреждению в составе учетной политики при организации лечебного питания пациентов собственными силами?
Как в медицинском учреждении может быть организован учет приготовления питания (от закупки продуктов до выдачи готовых блюд):
- закупка продуктов питания: складской учет, списание допустимых потерь;
- классификация продуктов питания: для приготовления блюд (картофель, мясо), для непосредственной выдачи пациенту (сок, печенье, кефир), смешанного направления (соль, сахар, яблоки);
- выдача продуктов питания со склада в производство и приготовление блюд: документы, определяющие расчет потребности в готовых блюдах на день, расчет нормы выдаваемых продуктов со склада, учет отходов?
Как происходит подтверждение выдачи готовых блюд пациентам?
Каковы возможные варианты отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций (например, целесообразно ли отражать готовые блюда на счетах бухгалтерского учета)?
Что следует предусмотреть учетной политикой учреждения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Все особенности организации учета производства собственными силами на базе медучреждения (в пищеблоке) лечебного питания пациентов должны соответствовать:
- Инструкции N 157н "Об утверждении Единого плана счетов...";
- приказу N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета..." и приказу N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета...";
- приказу Минздрава России от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания...";
- стандартам "Концептуальные основы...", "Запасы", "Учетная политика...";
- СанПиН 2.3/2.4.3590-20, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32.
Обоснование вывода:
Считаем, что при организации лечебного питания пациентов собственными силами учреждение здравоохранения в составе Учетной политики может предусмотреть:
1. Формы первичных учетных документов и детальный порядок документального оформления операций, связанных с функционированием в медучреждении пищеблока, а именно:
- при поступлении продуктов на склад;
- при отпуске продуктов со склада на пищеблок;
- при расчете потребности для приготовления суточного рациона;
- при выдаче питания довольствующимся лицам;
- при списании продуктов (ингредиентов) и иных затрат, связанных с приготовлением готовых блюд.
2. Порядок движения первичных учетных документов по учету продуктов питания между складом, пищеблоком и бухгалтерией в составе графика документооборота.
3. Порядок проведения инвентаризации продуктов питания на складе и на пищеблоке.
4. Порядок и периодичность проведения сверки данных по поступлению продуктов питания на склад и расходованию их на пищеблоке с данными счетов по учету материальных запасов, Книги (ф. 0504042) в рамках мероприятий внутреннего контроля.
5. Порядок формирования затрат на производство (фактической себестоимости) готовой продукции, в случае если такая производится.
6. Порядок списания продуктов питания и иных затрат, произведенных медучреждением при изготовлении готовых блюд.
7. Порядок учета операций по реализации (безвозмездной передаче) пищевых отходов в случае, если у медучреждения нет ограничений в отношении осуществления такой деятельности, и эта деятельность предусмотрено в Уставе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сизонова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья
15 ноября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.