Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере По каким КВР и КОСГУ отразить расходы по оплате задолженности по возмещению коммунальных услуг (при отсутствии договорных отношений) и госпошлины на основании мирового соглашения?

По каким КВР и КОСГУ отразить расходы по оплате задолженности по возмещению коммунальных услуг (при отсутствии договорных отношений) и госпошлины на основании мирового соглашения?

Бюджетное учреждение на основании утвержденного судом мирового соглашения обязано погасить задолженность перед истцом за коммунальные расходы и расходы по уплаченной госпошлине. Истец не является ресурсоснабжающей организацией. Помещение за ответчиком закреплено на праве оперативного управления, но так как в здании установлен один счетчик учета тепла, то оплату за потребляемые коммунальные услуги осуществляет истец в полном объеме. Договор на возмещение коммунальных платежей не заключался, в то же время экономистами учреждения ответчика предоставлялись истцу расчеты по объему потребляемого тепла. По каким КВР и КОСГУ отразить рассматриваемые расходы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы по возмещению истцу расходов на основании мирового соглашения могут быть отражены следующим образом:

  • в части возмещения коммунальных платежей по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ, в случае отсутствия правоотношений, связанных с арендой или безвозмездным пользованием, а также если оплата не осуществляется напрямую ресурсоснабжающей организации;
  • в части возмещения расходов по уплаченной истцом государственной пошлине по элементу вида расходов 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда" в увязке с подстатьей 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ. 

Обоснование вывода:

При определении кода вида расходов (далее - КВР) и кода операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) учреждениям бюджетной сферы следует руководствоваться Порядком N 82н и Порядком N 209н соответственно. Расходы подлежат отражению по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в зависимости от их экономического содержания (п. 3 Порядка N 209н, 53.1 Порядка N 82н).

В первую очередь отметим, что законодательство Российской Федерации предусматривает возможность заключения договора на оказание услуг в устной форме (ст. 153, 158 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Само по себе то обстоятельство, что в письменной форме договор между сторонами не заключался, но учитывая, что экономической службой бюджетного учреждения (ответчика) истцу предоставлялись расчеты по объему потребляемого тепла, свидетельствует о том, что обязательство по оказанию услуг возникло. Кроме того, как правило, до момента направления исковых требований в судебные органы заинтересованное лицо проводит претензионную работу. То есть в адрес бюджетного учреждения направляется претензия с требованием погасить образовавшуюся задолженность.

Обращаем внимание, что при возникновении претензионных и исковых требований их необходимо своевременно и правильно отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности учреждения. Если учреждение планирует оспаривать претензионные требования, то в бухгалтерском (бюджетном) учете необходимо сформировать резерв по претензиям, искам или признать условное обязательство (пп. 9, 11, 22 Стандарта "Резервы..."). В этом случае начисление резерва отражается по тому элементу вида расходов и статье (подстатье) КОСГУ, по которым предполагается его оплата на основании договорных отношений и судебных решений (или мировых соглашений). То есть в бухгалтерском (бюджетном) учете отражаются операции по тем кодам видов расходов и статье (подстатье) КОСГУ, по которым планировались бы расходы в случае заключения договора (контракта) и принимались бы обязательства на счетах санкционирования расходов на возмещение затрат.

Согласно п. 53.2.4.7 Порядка N 82н расходы в рамках договоров поставки энергетических ресурсов (электроэнергии, газа природного и сжиженного (за исключением заправки автотранспорта, работающего на газомоторном топливе, и бытовых газовых баллонов на заправочных станциях, осуществляющих розничную продажу газа), договоров теплоснабжения, договоров теплоснабжения и поставки горячей воды, договоров горячего водоснабжения, включая оплату задолженности за указанные потребленные энергетические ресурсы, отражается по элементу вида расходов 247 "Закупка энергетических ресурсов". То есть по данному коду расходов отражаются обязательства, возникающие в рамках договоров (контрактов), заключенных с ресурсоснабжающими организациями.

Для оплаты счетов по возмещению коммунальных расходов, предъявляемых иными организациями, применяется элемент вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (п. 53.2.4.4 Порядка N 82н). В свою очередь, расходы на приобретение коммунальных услуг, в том числе оплата услуг отопления, отражаются по подстатье 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ (п. 10.2.3 Порядка N 209).

Кроме того, хотим отметить, что в соответствии с п. 7 Порядка N 209н, п. 53.8.4.1 Порядка N 82н оплата кредиторской задолженности по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и иной кредиторской задолженности, в том числе по решению суда (мирового соглашения), подлежит отражению по соответствующим группам, статьям (подстатьям) КОСГУ и элементам видов расходов, что и основные платежи.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации расходы по возмещению коммунальных услуг (теплоснабжение) на основании мирового соглашения могут быть отражены по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ.

В части возмещения судебных издержек истца поясняем следующее: п. 53.8.4.1 Порядка N 82н прямо предусмотрено отнесение расходов на исполнение судебных актов РФ, мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также деятельности государственных (муниципальных) учреждений, в том числе расходы на возмещение истцам судебных издержек (возмещение расходов на уплату государственной пошлины, оплату услуг представителя и иных издержек, связанных с рассмотрением дел в судах) на элемент вида расходов 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда".

При этом возмещение истцам (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг) судебных издержек на основании вступивших в законную силу судебных актов следует относить на подстатью 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ (п. 10.9.7 Порядка N 209н). Считаем, что возмещение на основании мирового соглашения расходов по уплаченной истцом государственной пошлине также может быть отражено с применением подстатьи 297 КОСГУ.

Таким образом, возмещение истцу расходов на основании мирового соглашения может быть отражено следующим образом:

  • в части возмещения коммунальных платежей по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ, в случае отсутствия правоотношений, связанных с арендой или безвозмездным пользованием, а также если оплата не осуществляется напрямую ресурсоснабжающей организации;
  • в части возмещения расходов по уплаченной истцом государственной пошлине по элементу вида расходов 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда" в увязке с подстатьей 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена 

Ответ прошел контроль качества 

10 ноября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.