Как учитывать оборудование требующее монтажа до его введения в эксплуатацию?
Для государственного бюджетного учреждения здравоохранения построен новый корпус, который еще не введен в эксплуатацию и не передан на баланс. Для этого корпуса было закуплено оборудование, которое требует монтажа, на эти цели выделена субсидия за счет средств областного бюджета. В настоящее время оборудование получено, но монтаж не осуществлен, так как отделочные работы в помещениях не закончены. Договор оплачен на основании подписанных документов. При этом условиями договора предусмотрена оплата после введения оборудования в эксплуатацию.
На каких счетах и на основании каких документов следует учитывать указанные расходы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации учреждением подписаны документы о приемке, оплачено оборудование, а также работы по его монтажу, при этом монтаж в настоящее время не осуществлен, можно говорить о допущенных нарушениях. Расходы могут учитываться с использованием счета 106 01 "Вложения в основные средства" или счета 206 31 "Расчеты по авансам по приобретению основных средств". При этом независимо от выбранного варианта учета приобретаемого объекта учреждение сталкивается с рисками, в том числе и с рисками привлечения должностных лиц к административной ответственности. Следовательно, при принятии решения учреждению необходимо оценить соответствующие риски.
Обоснование вывода:
В первую очередь отметим, что мы не рассматриваем правомерность приемки и оплаты работ, которые фактически не были осуществлены, так как это может являться регистрацией не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта в регистрах бухгалтерского учета, что квалифицируется по ст. 15.15.6 "Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности" КоАП РФ.
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации учреждением подписаны документы о приемке, оплачено оборудование, а также работы по его монтажу, при этом монтаж в настоящее время не осуществлен, можно говорить о допущенных нарушениях. При этом любой из вариантов дальнейшего учета по такому договору не исключит риски претензий со стороны должностных лиц органов финконтроля.
Поскольку оборудование фактически получено, можно говорить об осуществлении капитальных вложений. В таком случае до фактического ввода в эксплуатацию объекта расходы на его приобретение могут учитываться с использованием счета 106 01 "Вложения в основные средства". При этом если стоимость монтажных работ выделена в договоре и "закрывающих документах" отдельно, тогда есть несколько способов их отражения. Так, учреждение на основании подписанных документов может принять кредиторскую задолженность и отразить вложения на счете 106 01, однако в таком случае учреждение сталкивается с такими рисками, как:
- не осуществление контрагентом монтажных работ (в случае, если речь не идет о договоре жизненного цикла), при этом у учреждения не будет оснований для предъявления претензий;
- квалификация органами финконтроля ситуации в качестве регистрации мнимого объекта бухгалтерского учета, за такие нарушения предусмотрена ответственность ст. 15.15.6 КоАП.
- отсутствие возможности корректно провести инвентаризацию капитальных вложений, в случае ее проведения до фактического осуществления монтажа.
Также мы не исключаем, что учреждением может быть выбран иной вариант учета уже оплаченных работ по монтажу. Учитывая, что учреждение уже оплатило оборудование, однако в настоящее время контрагентом монтаж не осуществлен и в эксплуатацию оборудование не введено, полагаем, такую оплату можно рассматривать в качестве авансового платежа. В таком случае оплата контрагенту может учитываться с использованием счета 206 31 "Расчеты по авансам по приобретению основных средств". Дальнейшее принятие к учету объекта и начисление кредиторской задолженности может быть отражено после фактического ввода в эксплуатацию объекта на основании оформленных контрагентом документов. Однако учитывая отсутствие в договоре условий об осуществлении авансирования, такой подход вызывает риски квалификации нарушения по ст. 7.32 "Нарушение порядка заключения, изменения контракта" КоАП РФ.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, независимо от выбранного варианта учета приобретаемого объекта учреждение сталкивается с рисками, в том числе и с рисками привлечения должностных лиц к административной ответственности. Следовательно, при принятии решения учреждению необходимо оценить соответствующие риски.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Административная ответственность за нарушения бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности для организаций бюджетной сферы (ст. 15.15.6 КоАП РФ);
- Энциклопедия решений. Ограничение размера авансовых платежей по договору (контракту) для казенных учреждений;
- Инвентаризация: зачем нужна и почему так важна? (Обзор подготовлен экспертами компании ГАРАНТ, 2023 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман
Ответ прошел контроль качества
11 октября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.