Какими документами оформляется выбытие с балансового учета земельного участка при передаче в казну?
В учреждении имеются: распоряжение Комитета имущественных отношений о прекращении права постоянного бессрочного пользования от 23.12.2022; акт приема-передачи участка от июля 2023 года; выписка из ЕГРН (недвижимости) о кадастровой стоимости от 30.03.2023, в которой указано, что участок снят с учета (но не указано, с какого момента); выписка из ЕРГН (налогоплательщиков) от 14.02.2023, в которой указано, что участок снят с учета 22.12.2022. Земельный участок передается в казну.
На основании каких документов земельный участок подлежит снятию с балансового учета?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выбытие земельного участка, в том числе при передаче в государственную (муниципальную) казну, должно оформляться в соответствии с решением уполномоченного органа на основании документа, подтверждающего прекращение права пользования земельным участком (выписки из единого государственного реестра недвижимости). Также может применяться Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов ф. 0504101 или ф. 0510448.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что при подготовке ответа на данный вопрос мы не оцениваем правомерность соответствия дат указанных документов действительным фактам хозяйственной жизни.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком относится к вещным правам, подлежащим государственной регистрации (п. 1 ст. 216, п. 1 ст. 131 ГК РФ, ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", далее - Закон N 218-ФЗ).
Земельные участки относятся к недвижимому имуществу (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (п. 36, п. 71 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
Следовательно, для отражения операций по выбытию с балансового учета земельных участков у учреждения в наличии обязательно должен быть документ о прекращении права, то есть выписка из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) (ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Формы выписок из ЕГРН, состав содержащихся в них сведений и порядок их заполнения, а также требования к формату документов, содержащих сведения ЕГРН и предоставляемых в форме электронных документов, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (ч. 8 ст. 62 Закона N 218-ФЗ). Как правило, выписка из ЕГРН содержит информацию в том числе и о дате, номере и основании государственной регистрации перехода (прекращения) права (смотрите, например, форму выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (Приложение N 3 к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 4 сентября 2020 г. N П/0329).
В рассматриваемой ситуации земельный участок в соответствии с распоряжением комитета имущественных отношений о прекращении права постоянного бессрочного пользования передается учреждением в состав имущества казны, что подтверждается также актом приема-передачи. Необходимость составления данного акта определяется соответствующими органами местного самоуправления в рамках их полномочий по учету имущества казны. Вместе с тем в бухгалтерском учете передача имущества оформляется соответствующими первичными учетными документами, составленными по унифицированным формам либо содержащими обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Конкретная форма документа, применяемая в целях оформления факта получения-передачи бюджетным учреждением земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, приказами от 30.03.2015 N 52н, от 15.04.2021 N 62н не предусмотрена. В то же время согласно Методическим указаниям к вышеназванным приказам по применению форм первичных учетных документов Акты о приеме-передаче объектов нефинансовых активов ф. 0504101 и ф. 0510448 оформляются в случаях передачи нефинансовых активов между учреждениями, учреждениями и организациями (иными правообладателями), в том числе при передаче имущества в государственную (муниципальную) казну. Исходя из прямого прочтения данной нормы полагаем, что передача имущества казны может быть оформлена такими Актами. При этом законодательством не установлен запрет на формирование Акта (ф. 0504101) и Акта (ф. 0510448) при передаче (выбытии) объектов нефинансовых активов в отношении, которых не предусмотрен инвентарный учет.
Таким образом, в данном случае выбытие земельного участка оформляется в соответствии с распоряжением комитета имущественных отношений на основании документа, подтверждающего прекращение права пользования земельным участком (Выписки из ЕГРН с указанием даты регистрации прекращения права). Также может применяться Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов ф. 0504101 или ф. 0510448. Конкретный перечень документов, прилагаемых к актам приема-передачи имущества, может определяться соответствующим органом власти в рамках его полномочий. Следует отметить, что земельный участок не может быть списан с балансового учета ранее даты внесения соответствующей записи в ЕГРН.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет земельных участков, полученных на праве постоянного (бессрочного) пользования (для бюджетной сферы).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Клименко Галина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
муниципальный советник 1 класса Селина Елена
11 октября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.