Как правильно в бухгалтерском учете отразить списание одного объекта недвижимости и поставку на новых, возникших в результате его разделения?
В бюджетном учреждении с кадастрового учета сняты канализационные сети (объект недвижимости, счет 101 00), получена выписка из ЕГРН о снятии с учета. Данные сети разбиты на два объекта недвижимости с внесением сведений в государственный реестр недвижимости и получением новых выписок, в которых отсутствует информация о кадастровой стоимости.
Как в бухгалтерском учете корректно произвести списание одного объекта недвижимости? Какое основание нужно указать? Как поставить на балансовый учет два новых объекта недвижимости, учитывая, что нет информации о балансовой и кадастровой стоимости?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При наличии в учреждении документов (решение собственника, выписки из ЕГРН и т.п.) о прекращении права оперативного управления на канализационные сети как единого объекта, с одновременным закреплением права оперативного управления на два объекта с новыми кадастровыми номерами, возникших в результате его разделения, следует рассматривать вопрос о разукомплектации объекта недвижимости "Канализационные сети".
Списание имущества с баланса учреждения с целью его разукомплектации осуществляется с применением счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами".
Порядок определения стоимости для вновь принимаемых объектов, выделенных из единого объекта основных средств, действующими нормативными правовыми актами не установлен - учреждение вправе разработать собственный способ ее расчета и закрепить его в учетной политике. Одним из вариантов определения стоимости новых объектов может быть способ определения стоимости пропорционально части каждого из вновь принимаемых объектов к общей части (например площади) канализационных сетей.
Обоснование вывода:
Право оперативного управления имуществом прекращается (возникает) по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ).
Иными словами, право оперативного управления на недвижимое имущество прекращается (возникает) у бюджетного учреждения с момента государственной регистрации. Основанием для регистрации права оперативного управления (или его прекращения) на недвижимое имущество является решение собственника имущества, отраженное в акте (постановлении, распоряжении, приказе).
Для подтверждения возникновения права оперативного управления или его прекращения и, как следствие, для отражения в балансовом учете активов учреждение должно располагать документами, подтверждающими:
1) принятие органом, осуществляющим права собственника, решения об изъятии (закреплении) имущества на праве оперативного управления;
2) приемку-передачу имущества на основании такого решения;
3) регистрацию права оперативного управления на объект недвижимости.
Обратите внимание, что в учете бюджетного учреждения дата отражения операции по принятию к учету (выбытию) объекта недвижимого имущества должна совпадать с датой регистрации права оперативного управления (датой прекращения права оперативного управления).
В рассматриваемой ситуации объект недвижимости снят с учета, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН. К учету необходимо принять два новых объекта недвижимости, которые возникли в связи с разделением недвижимого имущества - канализационных сетей - на две части.
При наличии у учреждения документов (решение собственника, выписки из ЕГРН и т.п.) о прекращении права оперативного управления на канализационные сети как единого объекта, с одновременным закреплением права оперативного управления на два объекта, возникшие в результате его разделения, полагаем, можно рассматривать вопрос о разукомплектации объекта недвижимости "Канализационные сети".
Отметим, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (ст. 298 ГК РФ).
Особенности согласования списания имущества устанавливаются на уровне каждого публично-правового образования. Конкретный порядок согласования (перечень предоставляемых документов, сроки принятия решения и т.д.) могут определяться как для всех организаций, созданных на базе имущества определенного публично-правового образования, так и на уровне отдельных органов власти. То есть уполномоченный орган (учредитель) может предусмотреть и особенности разукомплектации (частичной ликвидации) имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетного учреждения.
В свою очередь, первоначально решение о разукомплектации принимается уполномоченными должностными лицами учреждения, как правило, профильной комиссией по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия) (п. 34 Инструкции N 157н). В основном разукомплектация обусловлена принятым Комиссией решением о новых условиях использования объекта нефинансовых активов (смотрите письмо Минфина России от 29.12.2017 N 02-07-10/88347).
Таким образом, в данном случае в учете бюджетного учреждения могут быть отражены бухгалтерские корреспонденции согласно п. 12 Инструкции N 174н:
- разукомплектация объекта основного средства, являющегося единицей инвентарного учета, отражается по его первоначальной (балансовой) стоимости по дебету счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства";
- одновременно принятие полученных в результате разукомплектации новых инвентарных объектов учета отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства" и кредиту счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" с одновременным отражением суммы начисленной амортизации по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 "Амортизация".
При этом если речь идет о разукомплектации канализационных сетей как единого объекта и постановке на учет его отдельных частей, то есть общая площадь и иные характеристики объекта недвижимого имущества не изменяются, то и суммарная стоимость объектов после разукомплектации должна быть равна стоимости разукомплектованного объекта (смотрите также письмо Минфина России от 29.12.2017 N 02-07-10/88347). Данный принцип касается и амортизации (при наличии).
Положений, регулирующих определение стоимости объектов нефинансовых активов, образовавшихся в результате разукомплектации, а также порядка выделения стоимости начисленной амортизации в отношении каждой части разукомплектованного основного средства нормативные акты не содержат, соответственно, бюджетное учреждение вправе разработать собственный способ расчета стоимости выделенных объектов и закрепить его в учетной политике.
Одним из возможных вариантов определения Комиссией учреждения в рамках возложенных на нее полномочий стоимости принимаемых к учету новых объектов может быть способ определения стоимости исходя из первоначальной стоимости единого объекта пропорционально части (площади) каждого из вновь принимаемых объектов к общей части (площади) (если стоимость каждого квадратного метра является примерно одинаковой) либо исходя из других критериев, установленных учреждением.
После определения стоимости имущества, относящегося согласно решению Комиссии к основным средствам, а также части приходящейся на него амортизации Комиссии необходимо определить для него срок полезного использования с учетом срока фактической эксплуатации.
Таким образом, при разукомплектации объекта недвижимости факт выбытия с учета канализационных сетей как единого объекта и постановка на учет в качестве новых отдельных объектов отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следующими записями:
1. Отражена разукомплектация основного средства:
1.1. Дебет 4 401 10 172 Кредит 4 101 ХХ 410
- в части балансовой (первоначальной) стоимости;
1.2. Дебет 4 104 ХХ 411 Кредит 4 401 10 172
- в части начисленной амортизации (при наличии).
2. Отражено принятие к учету полученных в результате разукомплектации новых основных средств:
2.1. Дебет 4 101 ХХ 310 Кредит 4 401 10 172
- в части первоначальной стоимости (в разрезе каждого объекта);
2.2. Дебет 4 401 10 172 Кредит 4 104 ХХ 411
- в части начисленной амортизации (в разрезе каждого объекта, при наличии).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда
Ответ прошел контроль качества
4 октября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.