Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере КОСГУ для отражения расходов по договору на установку аварийного освещения

КОСГУ для отражения расходов по договору на установку аварийного освещения

В учреждении заключен комплексный договор, предметом которого являются услуги по установке аварийного освещения (системы). Монтаж оборудования выполняется из материалов исполнителя, работы принимаются по акту формы КС-2. Работы выполняются не в рамках ремонта. Предписаний контролирующих органов на проведение работ нет.
По какой статье (подстатье) КОСГУ следует оплатить установку аварийного освещения на путях эвакуации в здании учреждения: 228 с последующей постановкой на учет в виде единой системы (у ламп, проводов и остального материала приблизительно один срок годности) или 226 с последующим списанием в расходы учреждения? Имеет ли право учреждение в дальнейшем заключить договор об обслуживании, ремонте системы, если система не будет состоять на учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы на оплату договора о монтаже системы аварийного освещения могут быть отнесены на подстатью 228 КОСГУ при условии, если доля капитальных вложений по договору превышает 80 процентов. Если доля расходов капитального характера менее 80 процентов или определить указанную долю исходя из условий договора не представляется возможным, тогда все расходы могут быть отражены в качестве текущих расходов с использованием подстатьи 226 КОСГУ.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 45 Инструкции N 157н коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе внутренние сигнализационные сети, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. При этом к самостоятельным инвентарным объектам может относиться оборудование подобных систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники; средства визуального и акустического отображения информации и т.п.

Однако если смонтированная система аварийного освещения будет отвечать критериям отнесения к основным средствам, установленным Инструкцией N 157н, Стандартом "Основные средства", тогда ее вполне обоснованно можно учитывать в качестве самостоятельного инвентарного объекта.

В этой связи отметим, что порядок применения соответствующих статей (подстатей) КОСГУ при отражении затрат на монтаж системы аварийного освещения и, соответственно, организация бухгалтерского учета подобного актива прежде всего зависит от технических параметров самой системы, способа ее монтажа (установки), возможности ее самостоятельного использования и т.п.

В свою очередь, принятие решения об отражении в учете объектов в качестве нефинансовых активов относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе (далее - Комиссия) (п. 34 Инструкции N 157н). Именно Комиссия принимает решение на основании профессионального суждения ее членов, формируемого исходя из анализа документации, в том числе содержащей технические характеристики объекта. При принятии решения члены комиссии должны руководствоваться в том числе пп. 39, 45 Инструкции N 157н, пп. 7, 8, 10 Стандарта "Основные средства". В частности, п. 10 Стандарта "Основные средства" определено, что объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. В этой связи отметим, что в большинстве случаев значительную долю затрат при установке различных систем, в том числе аварийного освещения, составляют расходы на монтажные работы, включающие в себя прокладку кабелей, различных коробов, подключение, тестирование оборудования и т.п. При этом речь, как правило, идет о системе, рассчитанной на конкретное здание (помещение), что делает затруднительным или невозможным перенос такой системы в другое здание (помещение). Иными словами, в случае необходимости демонтажа системы аварийного освещения с целью ее перемещения на другой объект, скорее всего, без нанесения особого ущерба и зданию, и самой системе, получится переместить только оконечное оборудование. Данный факт Комиссии следует принимать во внимание при выборе способа учета системы: в составе здания или в качестве самостоятельного объекта. Отметим, что вариант учета смонтированных в зданиях систем в качестве самостоятельного объекта может стать предметом спора с контролирующими органами в случае недостаточного обоснования такой позиции (смотрите, в частности, постановление Второго ААС от 25.08.2023 N 02АП-4155/23 по делу N А28-10974/2022, постановление Девятого ААС от 02.03.2020 N 09АП-75278/19 (оставлено в силе постановлением АС МО от 17.08.2020 N Ф05-11175/20)).

В соответствии с п. 10.2.8 Порядка N 209н расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений, в том числе установку (расширение) единых функционирующих систем, в частности системы пожарной сигнализации, видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство "тревожной кнопки", относятся на подстатью 228 КОСГУ.

По данной подстатье отражаются те расходы, которые в дальнейшем приведут к увеличению стоимости основных средств, непроизведенных и нематериальных активов (п. 7 Порядка N 209н). Вместе с тем монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае, если данные работы производятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства, относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н).

Однако п. 7 Порядка N 209н предусмотрено, что если целями предоставления средств предусматривается (планируется) осуществление как капитальных вложений, так и расходов текущего характера и на капитальные вложения предусматривается 80 процентов и более средств от общего объема предоставляемых средств, то указанные перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) капитального характера. Если целями предоставления средств предусматривается (планируется) осуществление как капитальных вложений, так и расходов текущего характера, при этом достоверно определить долю средств на капитальные вложения и текущие расходы не представляется возможным, то указанные перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) текущего характера. Полагаем, аналогичный подход можно использовать и при квалификации расходов в качестве текущих либо капитальных при осуществлении монтажа системы аварийного освещения.

Стоит отметить, что согласно ст. 421 ГК РФ учреждение может заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например договоров поставки, изготовления, возмездного оказания услуг, подряда и т.д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами, т.е. смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Характер договора должен подтверждаться порядком документального оформления результатов исполнения обязательств. Так, приемка результатов работ или оказания услуг, как правило, оформляется актом, а поставка материальных ценностей - товарной накладной. Однако использование форм КС-2 и КС-3 не мешает принять к учету в состав основных средств оконечное оборудование, которое будет установлено в результате монтажа системы аварийного освещения.

Таким образом, учреждению следует проанализировать направление существенной доли расходов в рамках заключенного договора на монтаж системы аварийного освещения. В случае если доля капитальных вложений (например стоимость оконечного оборудования) превышает 80 процентов, тогда все расходы по указанному договору могут быть отражены в качестве капитальных с отражением по подстатье 228 КОСГУ. В дальнейшем они должны формировать стоимость оконечного оборудования, принятого к учету в качестве объектов основных средств.

В то же время если доля расходов капитального характера менее 80 процентов или определить указанную долю исходя из условий договора не представляется возможным, тогда все расходы могут быть отражены в качестве текущих расходов с использованием подстатьи 226 КОСГУ.

Отметим, что отсутствие на балансе учреждения в качестве единого инвентарного объекта системы аварийного освещения не является препятствием для дальнейшего обслуживания такой системы, в том числе заключения в установленном порядке соответствующих договоров на ее обслуживание и, следовательно, их оплате. При этом информация о наличии смонтированной системы в здании должна быть зафиксирована в разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта" Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031 или ф. 0509215) по зданию. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Клименко Галина 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина 

27 сентября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.