Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Должен ли учредитель в рамках централизованного снабжения ставить себе на баланс имущество, если это имущество напрямую поступает подведомственным бюджетным учреждениям от поставщика? В договоре две стороны: учредитель и поставщик. Грузополучателями являются бюджетные учреждения. Заказчиком и плательщиком выступает учредитель

Должен ли учредитель в рамках централизованного снабжения ставить себе на баланс имущество, если это имущество напрямую поступает подведомственным бюджетным учреждениям от поставщика? В договоре две стороны: учредитель и поставщик. Грузополучателями являются бюджетные учреждения. Заказчиком и плательщиком выступает учредитель

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В бюджетном учете учредителя операции по централизованному снабжению подведомственных бюджетных учреждений могут быть отражены с применением счета 0 106 00 "Вложения в нефинансовые активы" и забалансового счета 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению". Данный порядок необходимо отразить в учетной политике. 

Обоснование вывода:

Прежде всего отметим, что в рамках данного вопроса нами не рассматривался вопрос правомерности осуществления закупки материальных ценностей учредителем за счет бюджетных средств для целей обеспечения нужд подведомственных бюджетных учреждений.

Под централизованным снабжением понимается обеспечение материальными ценностями учреждения (грузополучателя) при осуществлении расчетов с поставщиками за эти поставленные ценности иным учреждением (заказчиком), уполномоченным (ответственным) на централизованное снабжение. Порядок отражения операций по централизованному снабжению казенных учреждений материальными ценностями определен разделом 6 Инструкции N 162н.

Основной способ снабжения бюджетных учреждений - это самостоятельная закупка товаров (работ, услуг). В рассматриваемой ситуации в рамках заключенного договора учредитель является заказчиком и плательщиком, бюджетные учреждения - грузополучателями материальных ценностей. Поскольку порядок отражения подобных операций действующими нормативными актами не урегулирован, конкретный механизм, в том числе корреспонденции счетов, необходимо закрепить в учетной политике учредителя с соблюдением порядка, предусмотренного п. 2 Инструкции N 162н.

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит отражению на соответствующих счетах бюджетного (бухгалтерского) учета. Полагаем, что в этом случае учет поступающих объектов нефинансовых активов допустимо осуществлять по аналогии с порядком отражения операций по централизованному снабжению казенных учреждений. Следовательно, оплачиваемые активы у заказчика (учредителя) могут быть отражены с применением счета 0 106 00 "Вложения в нефинансовые активы". Так как в соответствии с договором учредитель является заказчиком и плательщиком, но не является грузополучателем, то оплаченные и отгруженные бюджетным учреждениям материальные ценности необходимо отразить на забалансовом счете 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению". Списание вложений в нефинансовые активы с бюджетного учета будет осуществляться по мере поступлений подписанных сторонами Извещений (ф. 0504805).

Таким образом, операции по передаче материальных ценностей в рамках договора, по условиям которого учредитель является заказчиком, а бюджетные учреждения - грузополучателями, могут быть отражены в учете учредителя следующими корреспонденциями счетов:

1.1. Дебет КРБ 1 106 3Х 3ХХ Кредит КРБ 1 302 3Х 73Х

1.2. Увеличение забалансового счета 05

- отражены вложения в объекты нефинансовых активов (на основании документов, подтверждающих отгрузку материальных ценностей в пользу учреждения-грузополучателя);

2. Дебет КРБ 1 401 20 281(241) Кредит КРБ1 106 3Х 4ХХ

- отражена безвозмездная передача сформированных вложений в нефинансовые активы (на основании оформленного Извещения (ф. 0504805);

3. Уменьшение забалансового счета 05

- списание с забалансового учета объектов нефинансовых активов на основании подтверждения о получении грузополучателями (бюджетными учреждениями) материальных ценностей (Извещение ф. 0504805). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Клименко Галина 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
муниципальный советник 1 класса Селина Елена 

22 сентября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.