В 2021 году учреждение оплатило монтаж системы видеонаблюдения с использованием подстатьи 226 КОСГУ. Часть расходов была списана на расходы текущего периода, другая часть сформировала стоимость оконечного оборудования указанной системы (видеокамеры, серверы, мониторы и т.п.). При этом такой порядок учета системы предусмотрен учетной политикой учреждения. Информация о монтаже системы отражена в инвентарной карточке здания. В настоящее время учреждение заключило договор о модернизации указанной системы, в рамках которой будет произведен монтаж дополнительных камер, а также осуществлены дополнительные настройки оборудования. Исполнение договора оформлено формами NN КС-2, КС-3. Корректно ли учреждение отразило в 2021 году расходы на монтаж системы, или все расходы следовало отразить по подстатье 310 или подстатье 228 КОСГУ и принять систему в качестве единого объекта основных средств? На какие статьи (подстатьи) КОСГУ в настоящее время отразить расходы на модернизацию оборудования? Как в дальнейшем осуществлять их учет?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если в 2021 году при определении порядка учета системы видеонаблюдения было принято решение о том, что она не соответствует критериям отнесения к основным средствам, расходы в рамках единого договора, основной сутью которого был монтаж указанной системы, вполне обоснованно могли отражаться по подстатье 226 КОСГУ в полном объеме. При этом использование подстатьи 226 КОСГУ не исключало возможности сформировать стоимость оконечного оборудования системы.
При осуществлении в настоящее время модернизации (дооборудования) системы видеонаблюдения следует проанализировать направление существенной доли расходов в рамках заключенного договора. В случае, если доля капитальных вложений превышает 80 процентов, тогда все расходы по указанному договору могут быть отражены в качестве капитальных с отражением по подстатье 228 КОСГУ. Если доля расходов капитального характера менее 80 процентов или определить указанную долю не представляется возможным, тогда все расходы могут быть отражены в качестве текущих расходов с использованием подстатьи 226 КОСГУ.
Обоснование вывода:
В первую очередь отметим, что порядок применения соответствующих статей (подстатей) КОСГУ при отражении затрат на монтаж системы видеонаблюдения, ее модернизацию (дооборудование и т.д.), а также организация бухгалтерского учета подобного актива прежде всего зависит от технических параметров самой системы, способа ее монтажа (установки), возможностью ее самостоятельного использования и т.п.
Так, согласно абзацу 6 п. 45 Инструкции N 157н коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе внутренние телефонные и сигнализационные сети, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. Следовательно, установленная в здании система видеонаблюдения исходя из требований п. 45 Инструкции N 157н подлежит учету в составе здания. При этом к самостоятельным инвентарным объектам смонтированной системы может относиться только оборудование, удовлетворяющее критериям отнесения к основным средствам, например: оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления, средства визуального и акустического отображения информации, средства преобразования и т.п. (абзац 6 п. 45 Инструкции N 157н).
Однако если смонтированная система видеонаблюдения отвечает критериям отнесения к основным средствам, установленным Инструкцией N 157н, Стандартом "Основные средства", тогда ее вполне обоснованно можно учитывать в качестве самостоятельного инвентарного объекта.
Принятие решения об отражении в учете объектов в качестве нефинансовых активов относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе (далее - Комиссия) (п. 34 Инструкции N 157н). Именно Комиссия принимает решение на основании профессионального суждения ее членов, формируемого исходя из анализа документации, в том числе содержащей технические характеристики объекта. При принятии решения члены комиссии должны руководствоваться в том числе пп. 39, 45 Инструкции N 157н, пп. 7, 8, 10 Стандарта "Основные средства". В частности, пунктом 10 Стандарта "Основные средства" определено, что объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. В этой связи отметим, что в большинстве случаев значительную долю затрат при установке системы видеонаблюдения составляют расходы на монтажные работы, включающие в себя прокладку кабелей, различных коробов, подключение, тестирование оборудования и т.п. При этом речь, как правило, идет о системе, рассчитанной на конкретное здание (помещение), что делает затруднительным или невозможным перенос такой системы в другое здание (помещение). Иными словами, в случае необходимости демонтажа системы с целью ее перемещения на другой объект, скорее всего, без нанесения особого ущерба и зданию, и самой системе, получится переместить только оконечное оборудование. Данный факт является одним из определяющих при выборе способа учета системы: в составе здания или в качестве самостоятельного объекта. Отметим, что вариант учета системы в качестве самостоятельного объекта может вызвать споры с контролирующими органами (смотрите, в частности, постановление Второго ААС от 25.08.2023 N 02АП-4155/23 по делу N А28-10974/2022, постановление Девятого ААС от 02.03.2020 N 09АП-75278/19 (оставлено в силе постановлением АС МО от 17.08.2020 N Ф05-11175/20)).
В соответствии с п. 10.2.8 Порядка N 209н расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений, в том числе установку (расширение) единых функционирующих систем, в частности системы видеонаблюдения, относятся на подстатью 228 КОСГУ. По данной подстатье отражаются те расходы, которые в дальнейшем приведут к увеличению стоимости основных средств, непроизведенных и нематериальных активов (п. 7 Порядка N 209н). Вместе с тем монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае, если данные работы производятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства, относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н). Отметим, что указанные нормы также действовали в 2021 году.
Таким образом, если в 2021 году при определении порядка учета системы видеонаблюдения было принято решение о том, что она не соответствует критериям отнесения к основным средствам, а подлежит учету в соответствии с требованиями п. 45 Инструкции N 157н в составе здания, расходы в рамках единого договора, основной сутью которого был монтаж указанной системы, вполне обоснованно могли отражаться по подстатье 226 КОСГУ в полном объеме. При этом использование подстатьи 226 КОСГУ не мешало сформировать стоимость оконечного оборудования системы.
В свою очередь, следует отметить, что с 2021 года нормативные документы в области учета систем видеонаблюдения почти не изменились, единственное важное изменение коснулось п. 7 Порядка N 209н, внесенное приказом Минфина России от 08.09.2022 N 137Н (действуют с 25.10.2022). Так, в настоящее время пунктом 7 Порядка N 209н предусмотрено, что если целями предоставления средств предусматривается (планируется) осуществление как капитальных вложений, так и расходов текущего характера, и на капитальные вложения предусматривается 80 процентов и более средств от общего объема предоставляемых средств, то указанные перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) капитального характера. Если целями предоставления средств предусматривается (планируется) осуществление как капитальных вложений, так и расходов текущего характера, при этом достоверно определить долю средств на капитальные вложения и текущие расходы не представляется возможным, то указанные перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) текущего характера. Полагаем, аналогичный подход можно использовать и при квалификации расходов в качестве текущих либо капитальных при осуществлении монтажа или модернизации (дооборудования) системы.
Стоит отметить, что согласно ст. 421 ГК РФ учреждение может заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например договоров поставки, изготовления, возмездного оказания услуг, подряда и т.д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами, т.е. смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Характер договора (контракта) должен подтверждаться порядком документального оформления результатов исполнения обязательств. Так, приемка результатов работ или оказания услуг, как правило, оформляется актом, а поставка материальных ценностей - товарной накладной. Однако использование форм КС-2 и КС-3 не мешает принять к учету в состав основных средств оконечное оборудование, которое было установлено в результате модернизации системы.
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации система видеонаблюдения учитывается в составе здания, а в качестве отдельных объектов основных средств учитывается оконечное оборудование указанной системы, при ее модернизации отразить все расходы в качестве расходов капитального характера маловероятно, если только речь не идет о работах в отношении оконечного оборудования.
В такой ситуации следует проанализировать направление существенной доли расходов в рамках заключенного договора на модернизацию (дооборудование). В случае если доля капитальных вложений превышает 80 процентов, тогда все расходы по указанному договору могут быть отражены в качестве капитальных с отражением по подстатье 228 КОСГУ. В дальнейшем они должны формировать стоимость нового оборудования, а также увеличение стоимости оборудования, ранее принятого к учету.
В то же время если доля расходов капитального характера менее 80 процентов или определить указанную долю не представляется возможным, тогда все расходы могут быть отражены в качестве текущих расходов с использованием подстатьи 226 КОСГУ.
В заключении отметим, что использование статьи 310 КОСГУ было бы оправданно в случае, если речь, например, шла о поставке и монтаже дополнительного оборудования системы видеонаблюдения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
4 сентября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.