Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Муниципальное казенное учреждение (далее - МКУ) заключило контракт о предоставлении услуги по изготовлению бланков удостоверений для членов Общественной палаты. Общественная палата является формой участия населения в местном самоуправлении. Члены Общественной палаты не являются сотрудниками МКУ, но МКУ осуществляет организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное и материально-техническое обеспечение деятельности Общественной палаты, поэтому и был заключен вышеуказанный контракт и произведены расходы. Полученные бланки удостоверений по факту оказания услуги в рамках вышеуказанного контракта представляют собой твердую бумажную обложку определенных по техзаданию контракта размеров, цвета, с надписью на лицевой стороне "Общественная палата" и гербом, других информации, номеров, знаков и т.п. нет. Надписи, фотографии и т.п. наносятся самостоятельно, без использования специальных средств и без дополнительных затрат. 1. По какой подстатье КОСГУ необходимо осуществлять вышеуказанные расходы? Какими проводками и документами оформлять получение бланков удостоверений (в наличии акт приемки-передачи оказанных услуг и УПД со статусом), оплату, выдачу удостоверений членам Общественной палаты? 2. Необходимо ли ведение их забалансового учета (удостоверение выдается на три года с условием последующего возврата)?

Муниципальное казенное учреждение (далее - МКУ) заключило контракт о предоставлении услуги по изготовлению бланков удостоверений для членов Общественной палаты. Общественная палата является формой участия населения в местном самоуправлении. Члены Общественной палаты не являются сотрудниками МКУ, но МКУ осуществляет организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное и материально-техническое обеспечение деятельности Общественной палаты, поэтому и был заключен вышеуказанный контракт и произведены расходы. Полученные бланки удостоверений по факту оказания услуги в рамках вышеуказанного контракта представляют собой твердую бумажную обложку определенных по техзаданию контракта размеров, цвета, с надписью на лицевой стороне "Общественная палата" и гербом, других информации, номеров, знаков и т.п. нет. Надписи, фотографии и т.п. наносятся самостоятельно, без использования специальных средств и без дополнительных затрат. 1. По какой подстатье КОСГУ необходимо осуществлять вышеуказанные расходы? Какими проводками и документами оформлять получение бланков удостоверений (в наличии акт приемки-передачи оказанных услуг и УПД со статусом), оплату, выдачу удостоверений членам Общественной палаты? 2. Необходимо ли ведение их забалансового учета (удостоверение выдается на три года с условием последующего возврата)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы на изготовление из материалов исполнителя бланков удостоверений для членов Общественной палаты следует отражать с использованием подстатьи 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.

Изготовленную печатную продукцию учреждению следует отразить в бухгалтерском учете в составе материальных запасов независимо от наличия товарной накладной.

Требований о забалансовом учете таких удостоверений общая методология не содержит. Но на уровне учреждения решение о введении дополнительного счета забалансового учета может быть принято, например, в соответствии с нормами, предусмотренными актами муниципального образования, регламентирующими порядок обращения удостоверений. В этом случае порядок необходимо закрепить в учетной политике учреждения. 

Обоснование вывода:

Рассматриваемые в вопросе нефинансовые активы, а именно бланки удостоверений - это твердая бумажная обложка определенных по техзаданию контракта размеров, цвета, с надписью на лицевой стороне "Общественная палата" и гербом, других информации, номеров, знаков и т.п. нет. То есть они не отвечают условиям, указанным в п. 118 Инструкции N 157н, предусмотренным для отражения в учете бланков строгой отчетности, используемых в деятельности учреждения.

По общему правилу статья 220 КОСГУ (в том числе подстатья 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ) применяется только в том случае, когда речь идет об оплате каких-либо работ, услуг, а не о поставке материальных ценностей. Так, например, в соответствии с п. 10.2.6 Порядка 209н услуги по изготовлению объектов нефинансовых активов из материалов заказчика относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

В рассматриваемой ситуации речь идет об изготовлении печатной продукции из материалов исполнителя, и по результатам исполнения договора учреждению будут переданы изготовленные нефинансовые активы, поэтому и применение подстатьи 226 будет необоснованным.

В свою очередь, согласно прямой норме п. 11 Порядка N 209н расходы на приобретение объектов, которые в дальнейшем в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ.

Так, расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, следует относить на подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ (п. 11.4 Порядка N 209н).

Учитывая, что в результате оказания услуг по изготовлению печатной продукции учреждению будут переданы изготовленные исполнителем материальные запасы, то и затраты по такому договору следует относить на соответствующую подстатью статьи 340 КОСГУ, а изготовленные материальные запасы принять к учету в соответствии с требованиями п. 118 Инструкции N 157н.

Стоит отметить, что характер договора должен подтверждаться порядком документального оформления результатов исполнения обязательств. Так, приемка результатов работ или оказания услуг, как правило, оформляется актом, а поставка материальных ценностей - накладной.

Таким образом, если в рамках заключенного договора учреждению будет изготовлена и поставлена печатная продукция, то в качестве подтверждающего документа, предоставляемого контрагентом, целесообразно предусмотреть соответствующую накладную, наличие которой может быть достаточно для постановки на учет печатной продукции.

Если же в качестве подтверждающего документа учреждение будет располагать только актом выполненных работ, то у учреждения нет оснований не отражать в учете полученные ценности. Это связано с тем, что по сути в результате исполнения договора учреждению были изготовлены и поставлены соответствующие ценности, которые по правилам бухгалтерского учета должны найти свое отражение на соответствующем аналитическом счете счета 0 105 00. В таком случае учреждению целесообразно оформить дополнительный первичный учетный документ в виде Приходного ордера (ф. 0504207). При этом в самом акте выполненных работ должна содержаться вся необходимая информация для возможности принятия к учету изготовленной продукции. Также подобная информация может быть взята из УПД, должна содержаться вся необходимая информация для возможности принятия к учету изготовленной продукции, в частности наименование, количество, сумма и т.д.

Для отражения приобретения материальных запасов (бланочной продукции), в учете предусмотрены подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ: подстатья 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ; подстатья 349 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения" КОСГУ.

Так как учреждение изготовило печатную бланочную продукцию (удостоверения) для членов Общественной палаты, которая не соответствует критериям БСО, то она должна быть отнесена на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ. Бухгалтерский учет бланков осуществляется на счете 105 36.

Обязательного требования о забалансовом учете таких удостоверений общая методология не содержит. Но на уровне учреждения решение о введении дополнительного счета забалансового учета может быть принято, например, в соответствии с нормами, предусмотренными актами муниципального образования, регламентирующими порядок обращения удостоверений. В этом случае порядок необходимо закрепить в учетной политике учреждения.

При отражении в бюджетном учете рассматриваемой ситуации могут быть применены следующие корреспонденции:

1. Дебет КРБ 1 105 36 346 Кредит КРБ 1 302 34 73Х

- отражена задолженность перед контрагентом за бланки удостоверений;

2. Дебет КРБ 1 302 34 83Х Кредит КРБ 1 304 05 214

- погашена задолженность учреждения;

3. Дебет КРБ 1 105 36 346 Кредит КРБ 1 105 36 346

- отражена выдача бланков удостоверений для оформления;

4. Дебет КРБ 1 401 20 272 Кредит КРБ 1 105 36 446

- отражено списание бланков удостоверений на основании документов (подтверждающих выдачу удостоверений или утилизацию, например, в связи с порчей при нанесении внутренних вкладышей или по иным причинам). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга 

Ответ прошел контроль качества 

9 августа 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.