В результате осмотра станции катодной защиты газопровода выявлена необходимость проведения ремонта. Также предполагается выполнение проектных работ по замене установки электрохимической защиты подземного газопровода. Есть коммерческое предложение, согласно которому исполнитель относит работы к капитальному ремонту объекта. Как определить вид проводимых работ? Какие КВР и подстатью КОСГУ применить к данным работам?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В целях бюджетного учета расходы на ремонт станции катодной защиты, включающие как затраты непосредственно на ее ремонт, так и работы на инженерно-геологических изыскания, проектные работы, экспертизу промышленной безопасности и техническое сопровождение документации, могут отражаться по элементу видов расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" в увязке с:
- подстатьей 225 КОСГУ - в части расходов непосредственно на ремонт, если работы не приведут к изменению стоимости объекта;
- подстатьей 226 КОСГУ - в части расходов на проектные работы, экспертизу промышленной безопасности и техническое сопровождение документации не в целях капвложений;
- подстатьей 228 КОСГУ - в части расходов инженерно-геологических изысканий, а также проектные работы, экспертизу промышленной безопасности и техническое сопровождение документации, если они должны увеличить стоимость ремонтируемого НФА.
В целях исключения возможных разногласий с контролирующими органами выбранный вид ремонта (как капитальный), а также уточнение перечня сопутствующих работ (проектные работы, экспертиза промышленной безопасности и техническое сопровождение документации), которые могут увеличить стоимость ремонтируемого объекта, должны быть определены в экспертном заключении технических специалистов.
Обоснование вывода:
Станция катодной защиты (далее - СКЗ) - электротехнический комплекс устройств, предназначенный для преобразования переменного напряжения сети в регулируемое постоянное напряжение, содержащий устройства сопряжения с телемеханикой и средства измерения. СКЗ является одним из видов электрохимической защиты от коррозии (далее по тексту применяется укрупненное наименование объекта - ЭХЗ). Такое понятия определено Сводом правил СП 424.1325800.2019 "Трубопроводы магистральные и промысловые для нефти и газа. Производство работ по противокоррозионной защите средствами электрохимзащиты и контроль выполнения работ", утвержденных приказом Минстроя РФ от 31.01.2019 N 69/пр (смотрите раздел 1 и раздел 3).
Требования к эксплуатации ЭХЗ газопроводов содержатся в Межгосударственном стандарте ГОСТ 34741-2021, введенном в действие приказом Ростехрегулирования от 20.10.2021 N 1191-ст (далее - ГОСТ 34741-2021). Принятие решения о проведении ремонта ЭХЗ осуществляется на основании результатов проведения технического обслуживания и проверки эффективности работы установки, оформленных документально (п. 7.2.1, п. 7.2.3, п. 7.2.6 ГОСТ 34741-2021).
Отметим, что ремонтные работы могут осуществляться в рамках текущего или капитального ремонта. Основным критерием при выборе вида проводимого ремонта является не перечень работ, а цель их проведения. Как правило:
- текущий ремонт - это ремонт, выполняемый для поддержания технических характеристик объекта в заданных пределах с возможной заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся составных частей и деталей. Такой ремонт проводится систематически и своевременно для предупреждения износа объекта;
- капитальный ремонт - это ремонт, выполняемый по устранению физического и морального износа, не связанный с изменением основных технико-экономических показателей и функционального назначения объекта, предусматривающий восстановление ресурса или замену отдельных частей, конструктивных элементов или целых конструкций.
В связи с тем, что вопросы квалификации работ в качестве текущего или капитального ремонта являются техническими, их решение необходимо осуществлять с привлечением соответствующих специалистов в данной области. Поэтому, на наш взгляд, в случае выявления дефектов и неисправностей ЭХЗ, сотрудникам или представителям специализированной организации, выполняющим техническое обслуживание ЭХЗ, целесообразно поручить оформить экспертное заключение, например Акт или иной документ, в котором будет отражено состояние объекта ЭХЗ, перечень необходимых к выполнению ремонтных работ, а также вид требуемого ремонта: текущий или капитальный.
Далее в зависимости от классификации, указанной в экспертном заключении или ином аналогичном документе, ремонтные работы следует отразить в бюджетном учете по КВР 243, если работы будут отнесены к капитальному ремонту, или КВР 244 в случае квалификации ремонта как текущего.
Порядок принятия соответствующих решений может быть закреплен учетной политикой учреждения.
В отношении определения КВР инженерно-геологических изысканий, проектных работ, экспертизы промышленной безопасности и технического сопровождения документации (далее все вместе именуемые "комплект технической документации") следует исходить также из цели проведения этих работ. Анализ нормативной базы позволяет нам сделать вывод, что перечень таких работ, как правило, необходим при капитальном ремонте или выполнении строительных работ. Например, экспертиза промышленной безопасности в органах Ростехнадзора может выполняться только при проведении капитального ремонта или строительства на опасных производственных объектах (п. 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420).
Учитывая, что все работы, рассмотренные в ответе (затраты непосредственно на ремонт ЭХЗ и затраты на комплект технической документации), выполняются в рамках одной хозяйственной операции "проведение ремонта ЭХЗ", то, по-нашему мнению, для целей бюджетного учета их следует отразить по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества".
Выбор соответствующей подстатьи КОСГУ для отражения в учете затрат на комплект технической документации следует осуществить между подстатьей 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ и подстатьей 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ в зависимости от того, будут ли они в дальнейшем увеличивать капитальные вложения в нефинансовый актив "Станция катодной защиты" или нет. Таблица соответствия КВР и КОСГУ, применяемая в 2023 году, доведенная информацией Минфина России от 16.06.2023, позволяет использовать и тот и другой КОСГУ с КВР 243.
На подстатью 226 КОСГУ относятся расходы на (п. 10.2.6 Порядка N 209н):
- разработку проектной и сметной документации для ремонта объектов нефинансовых активов;
- проведение государственной экспертизы проектной документации, осуществление строительного контроля, включая авторский надзор за капитальным ремонтом объектов капитального строительства.
На подстатью 228 КОСГУ относятся расходы (п. 10.2.8 Порядка N 209н):
- разработку проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов;
- инженерно-геодезические изыскания;
- проведение государственной экспертизы проектной документации, осуществление строительного контроля, включая авторский надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства.
Обратите внимание, что письмом Минфина России от 11.12.2020 N 02-08-10/109210 было доведено Руководство по применению классификации операций сектора государственного управления, в котором в частности указано, что работы и услуги для целей капитальных вложений (228) по своему экономическому смыслу могут быть аналогичны работам и услугам, включенным в текущие расходы (226). Но инженерно-геодезические изыскания должны быть отражены только по подстатье 228 КОСГУ (смотрите раздел 2.2.2. Услуги, работы для целей капитальных вложений).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расходов на ремонт (для бюджетной сферы) (июль 2023 г.);
- Энциклопедия решений. Порядок применения кодов видов расходов (июль 2023 г.);
- Энциклопедия решений. Учет расходов на разработку проектно-сметной документации (для бюджетной сферы);
- Определитель КОСГУ для сложных ситуаций (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
- п. 4.2.9 Примерной формы Учетной политики для целей бюджетного учета в казенных учреждениях и органах власти на 2023 год (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
- Как подтвердить, что работы относятся к капремонту, и избежать "нецелевки" (обзор подготовлен экспертами компании ГАРАНТ, 2022 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Булыгина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья
26 июля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.