Бюджетное учреждение находится в жилом доме. В результате затопления помещения учреждения жильцом дома нанесен ущерб. Составлен акт о заливе, виновное лицо согласно в добровольном порядке возместить ущерб путем внесения денежных средств в кассу учреждения. Каким проводками отразить начисление и возмещение ущерба?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, корреспонденция отражения в учете бюджетного учреждения поступления денежных средств от физического лица по факту возмещения причиненного ущерба имуществу учреждения будет зависеть от требований, предъявленных учреждением физическому лицу.
В том случае, если получаемые средства можно классифицировать как "возмещения ущерба в соответствии с законодательством РФ", то они могут быть отражены по статье 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" АнКВД в увязке с подстатьей 144 "Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)" КОСГУ с применением счета 2 209 44 000 "Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)".
В ином случае получаемые средства следует рассматривать как компенсацию затрат и отражать в учете по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" АнКВД в увязке с подстатьей 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ с применением счета 0 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат".
Обоснование вывода:
Вопросы, связанные с наступлением ответственности потребителя (физического или юридического лица) коммунальных услуг в жилом многоквартирном доме, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила). Так, потребитель коммунальных услуг, т.е. собственник помещения в жилом многоквартирном доме или лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в этом доме, несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный имуществу иного потребителя, вследствие ненадлежащей эксплуатации внутриквартирного оборудования (подп. "б" п. 158 Правил). Причиненный вред, например, как в рассматриваемом случае, затопление помещения бюджетного учреждения жильцом дома вследствие ненадлежащей эксплуатации своего внутриквартирного оборудования, подлежит возмещению по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ (п. 160 Правил). Предполагается, что удовлетворение требования о возмещении вреда должен определять суд, который в соответствии с обстоятельствами дела обяжет лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (например, исправить поврежденную вещь) или возместить причиненные убытки, т.е. расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления поврежденного имущества в полном объеме (п. 1 ст. 1064, ст. 1082 ГК РФ).
Средства, получаемые бюджетным учреждением от возмещения ущерба в соответствии с законодательством РФ:
- являются доходом (п. 32 Стандарта "Доходы"),
- признаются в бухгалтерском учете на дату возникновения требования к плательщику (п. 34 Стандарта "Доходы") и в сумме, указанной в документах, подтверждающих право требования (п. 35 Стандарта "Доходы").
По нашему мнению, для определения корреспонденции отражения в учете получаемого дохода необходимо проанализировать, какие требования и на основании каких документов предъявляет бюджетное учреждение к физическому лицу. Возможны следующие варианты:
1. Претензия выставляется на основании документов, подготовленных для возможного урегулирования в судебном порядке, а именно:
- акт о заливе, составленный организацией, осуществляющей управление домом, в котором указаны причины протечки, объем причиненных повреждений, а также определено возможное виновное лицо;
- оценка причиненного ущерба, выполненная, по возможности, независимым оценщиком, чтобы исключить спор по стоимости объекта оценки (смотрите абзац 7 ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ");
- физическому лицу может быть выставлена Претензия по возмещению ущерба;
- соглашения между учреждением и физическим лицом об урегулировании претензии в досудебном порядке в сумме, указанной в оценке.
В этом случае считаем целесообразным отразить полученный доход:
- по КФО 2, т.е. в рамках приносящей доход деятельности;
- по АнКВД 140 и подстатье 144 КОСГУ;
- с использованием счета 2 209 44 567 "Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)" в корреспонденции с кредитом счета 2 401 10 144 (или 2 401 40 144) "Доходы от возмещений ущерба имуществу". Обратите внимание, что действующая Инструкция N 174н не содержит корреспонденции счетов по начислению суммы задолженности по возмещению ущерба имуществу с применением подстатьи 144 КОСГУ. Однако аналогичная хозяйственная операция определена п. 86 Инструкции N 162н. Учитывая принцип сопоставимости данных бухгалтерского учета и сформированной на их основе отчетности учреждений вне зависимости от их типа (п. 3 Инструкции N 157н), корреспонденция по начислению задолженности по возмещению ущерба имущества с применением счета 401 Х0 144 может применяться и бюджетными учреждениями. Такая возможность учреждением должна быть согласована в порядке абзаца 2 п. 4 Инструкции N 174н и закреплена положениями учетной политики.
2. Претензия выставляется на основании:
- акта о заливе, в т.ч. и без привлечения организации, осуществляющей управление домом;
- расчета размера возмещения, определенного на основании фактических затрат выполненных ремонтных работ;
- соглашения между учреждением и физическим лицом о добровольной компенсации расходов на проведение ремонтных работ в полной сумме.
В этом случае следует рассматривать получаемые от физического лица средства как компенсацию затрат учреждения:
- с отражением по тому КФО, за счет которого произведены ремонтные работы;
- по АнКВД 130 и подстатье 134 КОСГУ;
- с использованием счета 0 209 34 567 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 134 "Доходы от компенсации затрат" (абзац 13 п. 109 Инструкции N 174н).
Поскольку нам не встретилось официальных разъяснений и судебной практики по рассматриваемой хозяйственной ситуации, высказанная точка зрения является нашей экспертной позицией.
Для исключения претензий контролирующих органов к отражению в учете учреждения подобных денежных поступлений рекомендуем предусмотреть порядок отражения таких доходов в рамках учетной политики учреждения.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет расчетов по ущербу и иным доходам. Счет 209 00 (для бюджетной сферы) (июль 2023 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Алафьева Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья
27 июля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.