Бюджетному учреждению - заказчику поступила на лицевой счет неустойка от исполнителя контракта за неисполнение условий контракта. По какому виду дохода надо учесть данное поступление? По какому виду расходов надо перечислить эту сумму в доход бюджета? На оплату контракта учредитель выделил средства в виде субсидии на иные цели.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Средства, полученные автономным учреждением в виде неустойки (пеней) по договорам, являются собственными доходами учреждений, подлежат отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами учреждений по аналитической группе подвида доходов бюджетов 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба". Если соглашением о предоставлении целевой субсидии предусмотрено перечисление в бюджет штрафов и пеней, поступивших в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) условий контракта, тогда исходя из экономической сути операции данный расход может быть отражен по КВР 853 в увязке с подстатьей 241 КОСГУ. Однако, учитывая неурегулированность ситуации, указанную подстатью КОСГУ и КВР следует закрепить в учетной политике учреждения.
Обоснование вывода:
Неустойка представляет собой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) обязательства (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
Отметим, что средства, полученные автономным учреждением в виде неустойки (пеней) по договорам, являются собственными доходами учреждений, подлежат отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами учреждений. При этом согласно абзацу 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ порядок определения объема и условий предоставления субсидии на иные цели устанавливается учредителем. Конкретные условия устанавливаются в соглашении о предоставлении целевой субсидии. Среди прочих условий может быть предусмотрено перечисление в бюджет штрафов и пеней, поступивших в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) условий контракта*(1).
В свою очередь, доходы в виде сумм неустойки учитываются организациями бюджетной сферы:
- по аналитической группе подвида доходов бюджетов 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" (п. 12.1.4 Порядка 82н);
- по подстатье 141 "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" КОСГУ (п. 9.4.1 Порядка 209н).
Стоит отметить, что в соответствии с абзацем 11 п. 112 Инструкции N 183н суммы задолженности, пени, неустойка, начисленные за нарушение условий договоров, отражаются по дебету счета 2 209 41 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)" и кредиту счета 2 401 10 141 "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)". В свою очередь, поступление средств отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" и дебету счетов 0 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства" (абзац 11 п. 72, абзац 2 п. 105 Инструкции N 183н).
Таким образом, операции по начислению и поступлению суммы неустойки на лицевой счет учреждения в данном случае отражаются следующими проводками:
1. Дебет 2 209 41 56Х Кредит 2 401 10 141
- отражено начисление неустойки по договору;
2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 41 66Х,
одновременно отражается увеличение по забалансовому счету 17 (АнКВД 140, КОСГУ 141)
- на основании выписки с лицевого счета отражено зачисление средств на лицевой счет учреждения.
Если соглашением о предоставлении целевой субсидии предусмотрено перечисление в бюджет штрафов и пеней, поступивших в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) условий контракта, тогда следует исходить из того, что такая операция не является возвратом средств субсидии, следовательно, отражается иным способом. При этом, поскольку нормативно обязанность по перечислению неустойки в доход бюджета не установлена, речь идет о самостоятельно взятом автономным учреждением обязательстве перечислить полученные средства. Расходы, связанные с перечислением средств в аналогичных ситуациях в доход бюджета, прямо не поименованы в описании ни одного из элементов видов расходов и статей (подстатей) КОСГУ Порядков NN 82н, 209н. В соответствии с п. 53.8.6.3 Порядка N 82н, п. 10.4.1 Порядка N 209н, а также исходя из экономической сути операции данный расход может быть отражен по КВР 853 "Уплата иных платежей" в увязке с подстатьей 241 "Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления" КОСГУ (п. 10.4.1 Порядка N 209н)*(2). Учитывая неурегулированность ситуации, указанную подстатью КОСГУ и элемент вида расходов следует закрепить в учетной политике учреждения.
В свою очередь, принимая во внимание, что учреждение приняло на себя обязательство по перечислению средств в доход бюджета, отражение данной операции может быть осуществлено с применением счета 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" (п. 159 Инструкции N 183н).
Таким образом, в бухгалтерском учете учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 2 401 20 241 Кредит 2 303 05 731
- отражено принятие обязательства по перечислению в соответствующий бюджет средств;
2. Дебет 2 303 05 831 Кредит 2 201 11 610
увеличение по забалансовому счету 18 (КВР 853; КОСГУ 241)
- средства перечислены в доход бюджета.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман
Ответ прошел контроль качества
14 июля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также: Вопрос: Бюджетное учреждение предъявило поставщику пени за просрочку поставки товара по контракту. Оплата контракта произведена в полном объеме в рамках субсидии на иные цели (КФО 5). Надо ли перечислять сумму штрафных санкций в доход бюджета или эти средства остаются в распоряжении учреждения? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2021 г.).
*(2) Увязка КВР 853 и подстатьи 241 КОСГУ допускается Таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемой в 2023 году, в части расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по перечислению на безвозмездной основе средств Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.