В учете казенного учреждения учитываются на счете 101 оприходованные комплектом 8 жалюзи. Необходимо списать в связи с тем, что жалюзи, которые учитываются в составе комплекта, все пришли в негодность. Согласования с собственником списания данных объектов не требуется. Какими документами оформить списание группы объектов основных средств в бюджетном учете казенного учреждения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выбытие с бюджетного учета казенного учреждения непригодных к дальнейшему использованию группы объектов основных средств оформляется на основании Акта о списании ((ф. 0504104) или (ф. 0510454)).
Выбывшие с балансового учета объекты основных средств, в отношении которых принято решение о прекращении получения экономических выгод или полезного потенциала, отражаются на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" до окончания процедуры демонтажа (утилизации).
Обоснование вывода:
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч. 1, ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ и п. 9 Инструкции N 157н).
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 25 Стандарта "Концептуальные основы...", п. 11 Инструкции N 157н организации бюджетной сферы оформляют первичные документы по формам, установленным в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
В настоящее время организации бюджетной сферы, к которым относятся в том числе казенные учреждения, применяют унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные Приказом N 52н и Приказом N 61н (смотрите также письмо Минфина России от 01.12.2022 N 02-07-07/117981).
Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета составляются на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 5 ст. 9, ч. 6 ст. 10 Закона N 402-ФЗ, п. 32 Стандарта "Концептуальные основы...", Приложение N 5 к Приказу N 52н).
Унифицированные формы электронных первичных учетных документов и регистров, утвержденные Приказом N 52н, должны применять все учреждения. При этом электронные документы и регистры, утвержденные Приказом N 61н, - с 1 января 2023 года, а некоторые формы - с 1 января 2024 года и ранее этих дат, если соответствующие положения были закреплены в учетной политике.
Согласно п. 6 Общих положений Методических указаний к приказу N 61н при отсутствии у учреждения организационно-технической возможности формирования и хранения электронных документов формы унифицированных электронных документов применяются для формирования первичных учетных документов на бумажном носителе (по формам, утвержденным Приказом N 61н). Отдельные положения Приказа N 61н подлежат применению с 01.01.2024.
Выбытие с учета объектов основных средств осуществляется на основании решения постоянно действующей в учреждении комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции N 157н).
На основании п. 36 Приказа N 61н для оформления комиссией учреждения решения о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (в том числе основных средств) применяется Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440) (далее - Решение (ф. 0510440)). Решение (ф. 0510440) формируется на основании данных Инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее - Инвентаризационная опись (ф. 0504087) по объектам учета нефинансовых активов, в отношении которых по результатам инвентаризации установлено несоответствие их фактического состояния критериям актива.
В случае принятия решения о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов инвентаризационной комиссией субъекта учета, формирование Решения (ф. 0510440) осуществляется одновременно с формированием Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Иными словами, решение о прекращении признания активами объектов основных средств принимается на основании результатов инвентаризации.
В свою очередь, на основании Решения (ф. 05104440) формируется Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0510454). Следует учесть, что обязательное применение указанной формы акта начинается с 01.01.2024. До указанного срока в случаях, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета). Однако при ведении бюджетного учета уполномоченной организацией в рамках переданных по решению Правительства РФ полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений Акт (ф. 0510454) должен применяться с 01.01.2023.
Если в отношении казенного учреждения применения указанного акта не предусмотрено в 2023 году, то следует оформить:
- Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) (далее - Акт о списании (ф. 0504104) (п. 2 Методических указаний к Приказу N 52н). Акт о списании (ф. 0504104) оформляется на один или несколько объектов нефинансовых активов по одной группе государственного (муниципального) имущества (недвижимое, особо ценное движимое, иное);
или
- Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0510454) (далее - Акт о списании (ф. 0510454) применяется при оформлении списания объектов учета нефинансовых активов: основных средств, в том числе стоимостью до 10 000 рублей включительно, в случае утраты ими потребительских свойств (п. 64.55 Приказа N 61н). Акт о списании (ф. 0510454) формируется ответственным членом Комиссии и оформляется на один или несколько объектов нефинансовых активов по коду аналитической группы нефинансовых активов (недвижимое, особо ценное, иное движимое, казна). В случае утраты потребительских свойств в результате физического, морального износа Акт о списании (ф. 0510454) формируется на основании Решения комиссии (ф. 0510440).
Акт о списании объектов имущества составляется не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у материально ответственного лица.
В ситуации если на комплект жалюзи заведена Инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032), утвержденная Приказом N 52н, которая предназначена для учета группы однородных объектов основных средств, для инвентарных групп, а также для предметов производственного и хозяйственного инвентаря стоимостью до 100 000 рублей включительно, то в ней проставляется отметка о выбытии. Сама инвентарная карточка прилагается к акту о списании.
Выбывшие с балансового учета объекты основных средств, в отношении которых принято решение о прекращении получения экономических выгод или полезного потенциала, отражаются на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" до окончания процедуры демонтажа (утилизации) (п. 335 Инструкции N 157н, п. 10 Инструкции N 162н).
Списание имущества с забалансового счета 02 "Материальные ценности на хранении" осуществляется на основании документа, подтверждающего утилизацию объекта, в частности, Акта об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (ф. 0510435) (далее - Акт об утилизации (ф. 0510435)).
Акт об утилизации (ф. 0510435) оформляется и при утилизации объектов собственными силами, и при утилизации с привлечением специализированной организации. Выбытие нефинансовых активов с забалансового счета 02 до утверждения Акта о списании и до документального подтверждения утилизации (уничтожения) не допускается.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Булыгина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
21 июля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.