На площадке zakupki.gov.ru сторона-исполнитель формирует структурированный документ о приемке. В зависимости от особенностей налогового учета исполнителя в этом документе в графе "Статус" указывают "1" - документ о приемке (акт) и счет-фактура" или "2" - документ о приемке (акт)". В случае отсутствия каких-либо дополнительных сопроводительных первичных документов (счетов на оплату), можно ли производить оплату только по такому документу, если в графе "Статус" присвоено значение "2", т.е. не счет-фактура, а только документ о приёмке?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При наличии правильно оформленного УПД у учреждения есть все основания для принятия денежных обязательств и их оплаты. Каких либо дополнительных сопроводительных документов (счетов на оплату) не требуется, если иное не предусмотрено условиями заключенного договора либо не следует из особенностей сделки. Статус УПД "1" или "2" не влияет на возможность оплаты принятого денежного обязательства, а устанавливает возможность вычета НДС и регистрации УПД в книгах продаж/покупок.
Обоснование вывода:
Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ; п. 20 Стандарта "Концептуальные основы"). Следует отметить, что счет на оплату - это специальный документ, не обязательный к применению, который содержит в себе лишь банковские реквизиты получателя платежа, сумму и назначение оплаты. То есть, по сути, счет не является первичным учетным документом, а фиксирует лишь намерение, но не сам факт хозяйственной операции.
Общий порядок осуществления электронного актирования в единой информационной системе (ЕИС) установлен ч. 13, ч. 14 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и заключается в том, что стороны подписывают структурированный документ о приемке, сформированный с использованием ЕИС, который должен содержать сведения, указанные в п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Указанный документ формирует поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте.
Датой приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного заказчиком (п. 8 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Как следует из требований п. 13 ч. 2, ч. 3, ч. 9 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, документ о приемке, подписанный с использованием ЕИС, а также информация о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, направляется с использованием ЕИС для включения в реестр контрактов в день подписания документа о приемке. Данные, содержащиеся в такой информации и документе о приемке, подлежат регистрации в регистрах бухгалтерского учета после включения такой информации и документов в реестр контрактов в соответствии со ст. 103 Закона N 44-ФЗ. Как указано в письме Федерального казначейства от 19.11.2021 N 07-04-05/14-28375, документ о приемке в электронной форме является документом, подтверждающим возникновение денежного обязательства.
Таким образом, при наличии правильно оформленного УПД у учреждения есть все основания для принятия денежных обязательств и их оплаты. Каких либо дополнительных сопроводительных документов (счетов на оплату) не требуется, если иное не предусмотрено условиями заключенного договора либо не следует из особенностей сделки. Статус УПД "1" или "2" не влияет на возможность оплаты принятого денежного обязательства, а устанавливает возможность вычета НДС и регистрации УПД в книгах продаж/покупок.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман
Ответ прошел контроль качества
27 июня 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.