Бюджетное учреждение предоставило в безвозмездное пользование учредителю автомобиль. В уставе бюджетного учреждения и соглашениях указаны услуги по предоставлению транспортных услуг и обеспечение деятельности организации учредителя. Бюджетное учреждение за счет средств КФО 2 приобретает ГСМ (бензин учитывает на счете 105) и передает его учредителю. На основании какого документа отразить передачу ГСМ от бюджетного учреждения своему учредителю (приходный ордер, акт приема-передачи или иной документ)? Необходимо ли оформлять извещение?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетному учреждению при передаче материальных запасов (бензина) учредителю необходимо оформить Извещение (ф. 0504805) и Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101 или ф. 0510448).
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в рамках данного вопроса мы не рассматриваем правомерность выбранного учреждением порядка учета горюче-смазочных материалов, а также правомерность закупки ГСМ в интересах учредителя.
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 20 Стандарта "Концептуальные основы"). Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ) организации бюджетной сферы оформляют первичные документы по формам, установленным в соответствии с бюджетным законодательством. Так, в настоящее время государственными (муниципальными) учреждениями обязательно должны применяться унифицированные формы:
- требования об оформлении которых предусмотрены приложениями к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н, приказу Минфина России от 15.04.2021 N 61н;
- установленные правовыми актами уполномоченных органов на основании федеральных законов.
В иных случаях могут применяться формы, разработанные учреждением самостоятельно, с соблюдением требований к обязательным реквизитам, предусмотренные п. 25 Стандарта "Концептуальные основы", ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Порядок их применения и заполнения должен быть предусмотрен учетной политикой.
В соответствии с нормами Методических указаний N 52н Извещение (ф. 0504805) используется при:
- оформлении по взаимосвязанным операциям между субъектами учета, в частности: по расчетам, возникающим по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета, в том числе при межведомственных и межбюджетных расчетах, расчетам между государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями и учредителями, расчетам между органами, осуществляющими кассовое обслуживание по поступлениям (выбытиям) в бюджет (из бюджета);
- оформлении, в частности, операций, возникающих при: предоставлении межбюджетных трансфертов с условиями при передаче активов, включая операции, формирующие расчеты по возврату неиспользованных средств межбюджетного трансферта; предоставлении с условиями при передаче активов бюджетным и автономным учреждениям субсидий (грантов) из бюджетов бюджетной системы РФ, бюджетными (автономными) учреждениями, включая операции, формирующие расчеты по возврату указанных субсидий (грантов).
В свою очередь, в рамках ведения бухгалтерского (бюджетного) учета организациями бюджетной сферы под субъектами учета понимаются (п. 3 Стандарта "Концептуальные основы"):
- государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, иные организации бюджетной сферы, в том числе находящиеся за пределами РФ, осуществляющие согласно бюджетному законодательству РФ бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета. Кроме того, к субъектам учета в таком контексте относятся и иные организации в части осуществляемых ими в соответствии с бюджетным законодательством РФ полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности;
- органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение бюджетов бюджетной системы РФ;
- органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, а также органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований), осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных и (или) автономных учреждений.
Учитывая вышеизложенное, следует, что к субъектам учета относится в том числе орган власти - учредитель бюджетного учреждения в целях оформления операций по безвозмездной передаче имущества, принадлежащего организации бюджетной сферы на праве оперативного управления. Соответственно, при безвозмездной передаче бюджетным учреждением материальных ценностей (бензина) учредителю требуется оформление Извещения (ф. 0504805).
Принимая во внимание тот факт, что передача материальных запасов осуществляется между организациями бюджетной сферы, считаем, что в качестве первичного документа может быть использован Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101 или ф. 0510448). В частности, указанные формы акта используются при безвозмездной передаче объектов нефинансовых активов, в том числе материальных запасов.
Таким образом, бюджетному учреждению при передаче материальных запасов (бензина) учредителю необходимо оформить Извещение (ф. 0504805) и Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101 или ф. 0510448). Конкретный порядок документального оформления передачи материальных запасов учредителю, в частности применение Акта (ф. 0504101) или Акта (ф. 0510448), необходимо закрепить в рамках учетной политики.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья
Ответ прошел контроль качества
15 июня 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.