Бюджетное учреждение заключило договор на поставку уличных скамеек. Поставщик свои обязательства выполнил, также была произведена их оплата. Через два месяца с другой фирмой был заключен договор на установку (монтаж) данных скамеек. По какому КОСГУ учреждение должно оплатить поставку и установку (монтаж) уличных скамеек, которые будут учтены в качестве самостоятельных объектов основных средств?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по договору поставки скамеек, удовлетворяющих критериям по отнесению их к объектам основных средств, следует относить на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
Расходы на установку (монтаж) скамеек, осуществляемые по отдельному договору, могут быть отражены следующим образом:
- при принятии решения о включении данных работ в первоначальную стоимость объекта основных средств на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ;
- если расходы по установке (монтажу) скамеек не связаны с формированием их первоначальной стоимости или ремонтными работами, то следует применять подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Обоснование вывода:
В целях отнесения расходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ, организации бюджетной сферы применяют положения приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (далее - Порядок N 209н). Расходы подлежат отражению по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в зависимости от их экономического содержания (п. 3 Порядка N 209н).
В соответствии с п. 34 Инструкции N 157н принятие к учету объектов основных средств осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение по договору поставки приобретает скамейки, в отношении которых принято решение об учете их в составе самостоятельных объектов основных средств.
Согласно прямой норме, установленной п. 11.1 Порядка N 209н, расходы учреждений бюджетной сферы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на приобретение (изготовление) объектов основных средств относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ. Отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в пп. 7, 8, 10 Стандарта "Основные средства", пп. 38, 39 Инструкции N 157н.
Следовательно, если в бюджетном учреждении принято решение, что скамейки удовлетворяют критериям по отнесению их в состав объектов основных средств, то расходы по договору поставки следует относить на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
Кроме того, приобретенные скамейки требуют осуществление дополнительных расходов по их установке (монтажу).
Отметим, что первоначальная стоимость, по которой приобретенный или созданный учреждением объект основных средств принимается к учету, определяется в соответствии с пп. 15, 17 Стандарта "Основные средства". Соответственно, при формировании первоначальной стоимости скамеек в состав фактически произведенных вложений может включаться не только стоимость самих скамеек, но и затраты на их установку (монтаж), как расходы на приведение нового объекта в состояние, пригодное для эксплуатации.
Решение о включении затрат в первоначальную стоимость нового объекта основных средств при ее формировании также относится к полномочиям комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н). При принятии такого решения комиссия должна руководствоваться нормами Инструкции N 157н и Стандарта "Основные средства".
Если комиссия приняла решение о включении расходов на установку (монтаж) скамеек в их первоначальную стоимость в качестве затрат на приведение объектов основных средств в состояние, пригодное для эксплуатации, такие расходы, произведенные по отдельному договору, отражаются по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ. Согласно п. 10.2.8 Порядка N 209н на данную подстатью относятся расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений в нефинансовые активы, в том числе расходы на монтажные работы, не предусмотренные договорами поставки. При этом расходы, формирующие первоначальную стоимость объектов, отражаются на счете 106 01 "Вложения в основные средства" (смотрите письмо Минфина России от 24.07.2019 N 02-08-10/55310).
В свою очередь, хотим обратить внимание, что если на момент заключения договора на установку (монтаж) скамеек они уже приняты в состав основных средств, то признание затрат в составе фактически произведенных капитальных вложений, формирующих стоимость объекта основных средств, не осуществляется. Иными словами, после принятия скамеек в состав основных средств затраты на установку (монтаж) не повлекут изменение их первоначальной стоимости. Так как признание затрат в составе фактически произведенных капитальных вложений, формирующих стоимость объекта основных средств, прекращается, когда объект находится в состоянии, пригодном для использования по назначению. Случаи изменения балансовой стоимости объекта предусмотрены п. 19 Стандарта "Основные средства", и рассматривать установку (монтаж) скамеек в качестве основания для увеличения их балансовой стоимости неправомерно. В результате установки (монтажа) не изменяется ни срок их использования, ни функциональное назначение, не происходит повышение технико-экономических показателей, следовательно, нет оснований относить такие расходы к дооборудованию, реконструкции или модернизации (смотрите, например, письма Минфина России от 22.03.2017 N 03-03-06/1/16312, от 22.02.2017 N 03-03-06/1/10333). Такие затраты отражаются в составе расходов текущего периода (п. 19 Стандарта "Основные средства").
Следовательно, расходы по отдельному договору на установку (монтаж) скамеек, не связанные с формированием их первоначальной стоимости или ремонтными работами, подлежат отражению по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н, смотрите также письма Минфина России от 08.11.2019 N 02-08-10/86413, от 10.02.2020 N 02-08-10/8681, информация Минфина России от 13.05.2019).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена
Ответ прошел контроль качества
15 июня 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.