В автономном учреждении культуры в ходе внутреннего контроля обнаружено накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита. Кассир написала объяснительную, в которой пояснила, что превышение лимита произошло по причине единовременной покупки большого количества билетов за наличные средства. Какие санкции потенциально могут быть применены к учреждению и должностному лицу, допустившим данное нарушение?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Накопление в кассе учреждения наличных денег сверх установленных лимитов может повлечь привлечение виновного юридического и (или) должностного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Тем не менее, окончательный вывод о наличии (отсутствии) состава правонарушения в каждом конкретном случае может сделать только суд с учетом всех обстоятельств дела.
Обоснование позиции:
В целях организации на территории России наличного денежного обращения функции по определению порядка ведения кассовых операций юридическими лицами возлагаются на Банк России (абзац пятый ст. 34 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ).
Действительно, порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (далее - наличные деньги) на территории России юридическими лицами (за исключением Банка России, кредитных организаций) определен Указанием Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У (далее - Указание).
Согласно абзацу первому п. 2 Указания для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).
При этом абзац второй п. 2 Указания устанавливает, что юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к Указанию исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.
По общему правилу юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами (абзац седьмой п. 2 Указания).
Некоторые исключения из общего правила предусмотрены абзацем восьмым п. 2 Указания: так, накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплат социального характера, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций. Приведенный перечень является исчерпывающим: в других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается (абзац девятый п. 2 Указания).
Уполномоченный представитель юридического лица сдает наличные деньги в банк или в организацию, входящую в систему Банка России, осуществляющую перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, операции по приему, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег клиентов банка, для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица (абзац первый п. 3 Указания).
Обращаем внимание, что формула для расчета лимита остатка наличных денег, приведенная в п. 1 приложения к Указанию, учитывает в том числе период времени между днями сдачи в банк юридическим лицом наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях, причем указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица в населенном пункте, в котором отсутствует банк, - четырнадцати рабочих дней.
Накопление в кассе учреждения наличных денег сверх установленных лимитов образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Соответствующее нарушение может быть выявлено в том числе в рамках мероприятий государственного (муниципального) финансового контроля (смотрите нарушение с кодом 03 01 01 06 02 20-24 в Классификаторе, утвержденном Казначейством России 19 декабря 2017 г.).
Заметим, что по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шестидесяти календарных дней (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении девяноста календарных дней) со дня совершения административного правонарушения; однако для административных правонарушений в сфере законодательства о применении контрольно-кассовой техники установлен специальный годичный срок давности привлечения к административной ответственности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Тем не менее, как разъясняется в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. N 309-ЭС22-18349 по делу N А47-12975/2021, законодательство о наличных расчетах в Российской Федерации в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ специально не выделяется, вследствие чего для него не установлено особого срока давности, отличающегося от двух месяцев, при этом подобного рода нарушения (квалифицируемые по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ) не могут быть квалифицированы в качестве длящихся.
Стало быть, поскольку нарушение порядка работы с наличными деньгами не имеет отношения к законодательству о применении контрольно-кассовой техники, то оснований для применения к рассматриваемой ситуации специального годичного срока давности привлечения к административной ответственности не имеется: виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности в пределах общего срока исковой давности.
Подчеркнем, что окончательный вывод о наличии (отсутствии) состава правонарушения в каждом конкретном случае может сделать только суд с учетом всех обстоятельств дела.
Следует учитывать, что при рассмотрении дела об административном правонарушении привлекаемое лицо вправе ходатайствовать о признании совершенного правонарушения малозначительным и об освобождении от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ. Вопрос о признании (непризнании) административного правонарушения малозначительным решается судьей (органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении) в каждом случае индивидуально.
В заключение дополнительно отметим, что применение к виновному работнику учреждения мер дисциплинарной ответственности за нарушение порядка работы с наличными деньгами также не исключается в порядке, установленном трудовым законодательством.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Лимит остатка денежной наличности (май 2023);
- Энциклопедия решений. Определение лимита остатка наличных денег с учетом объема поступлений наличности (май 2023);
- Энциклопедия решений. Проверки кассовой дисциплины. Привлечение к административной ответственности (май 2023);
- Энциклопедия решений. Давность привлечения к административной ответственности за бюджетные нарушения (май 2023);
- Энциклопедия решений. Освобождение от административной ответственности при малозначительности бюджетного правонарушения (май 2023).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Монько Василиса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел
26 мая 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.