Имеет ли право бюджетное учреждение оказать благотворительную помощь участникам специальной военной операции за счет средств чистой прибыли по приносящей доход деятельности (собрать посылку, закупить материалы для пошива маскировочных сеток и др.)? Каков порядок действий? Какие проводки оформить в бухгалтерском учете?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение может использовать средства от приносящей доход деятельности, для оказания благотворительной помощи в натуральной форме гражданам, принимающим участие в СВО, на основании разработанного локального нормативного акта, предусматривающего порядок использования чистой прибыли учреждения на определенные цели.
Отражение в бухгалтерском учете таких операций возможно с применением счета 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы".
Ввиду неурегулированности данного вопроса на законодательном уровне порядок отражения бухгалтерских операций, передачи объектов НФА и документальное оформление необходимо закрепить в учетной политике учреждения.
Обоснование вывода:
Одним из вариантов оказания благотворительной помощи мобилизованным сотрудникам и иным гражданам, принимающим участие в СВО, может быть передача объектов НФА в натуральной форме, приобретенных как за счет бюджетных средств по решению субъекта РФ, муниципального образования, так и за счет собственных средств бюджетных и автономных учреждений.
На федеральном уровне порядок осуществления таких закупок регламентирован постановлением Правительства РФ от 03.10.2022 N 1745. Не исключаем, что на уровне субъектов РФ и муниципальных образований приняты аналогичные нормативные акты.
Помимо деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания, бюджетные учреждения могут осуществлять приносящую доход деятельность. Доходы бюджетного учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Следовательно, за счет средств от приносящей доход деятельности могут осуществляться различные расходы бюджетного учреждения при соблюдении следующих условий:
- расходы связаны с уставной деятельностью учреждения;
- расходы предусмотрены Планом ФХД.
Вместе с тем контролирующими органами в ряде случаев может быть осуществлена проверка эффективности расходования средств, полученных от приносящей доход деятельности. Отметим, что административная ответственность за неэффективное использование средств, полученных от приносящей доход деятельности, в настоящее время не предусмотрена.
В рассматриваемой ситуации учреждением планируется приобретение материалов для изготовления собственными силами маскировочных сеток для последующей передачи в зону проведения СВО. Данные расходы не связаны с уставной деятельностью учреждения. Полагаем, что в этом случае во избежание разногласий с контролирующими органами учреждению необходимо разработать локальный нормативный акт, предусматривающий порядок использования средств от приносящей доход деятельности на определенные цели, согласовав его с учредителем.
Кроме того, необходимо внести соответствующие изменения в план ФХД по КФО 2.
Для учета вложений в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении применяется счет 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы". При этом нормой абзаца 1 п. 127 Инструкции N 157н прямо предусмотрено, что данный счет применяется не только в том случае, когда впоследствии нефинансовые активы будут приняты к учету в качестве таковых непосредственно учреждением-заказчиком, но и в случаях, когда речь идет о суммах произведенных капитальных вложений в нефинансовые активы, безвозмездно передаваемые в целях формирования стоимости нефинансовых активов.
По нашему мнению, данная ситуация может быть отражена в бухгалтерском учете учреждения следующими записями:
1. Дебет 2 105 36 346 Кредит 2 302 34 73Х (2 208 34 66Х)
- приобретены материалы для изготовления маскировочных сеток;
2. Дебет 2 106 34 346 Кредит 2 105 36 446
- учтены вложения в объеме фактических затрат на изготовление маскировочных сеток;
3. Дебет 2 401 20 241 Кредит 2 106 34 446
- отражена безвозмездная передача маскировочных сеток в зону проведения СВО.
В случае, когда безвозмездная передача объектов НФА в зону проведения СВО осуществляется не по конкретному договору или конкретному лицу, не исключаем, что по решению комиссии по поступлению и выбытию активов для оформления такой операции учреждение вправе использовать в качестве первичного документа форму Акта о приеме-передаче объектов НФА (ф. 0510448), подписанного в одностороннем порядке.
По нашему мнению, ввиду неурегулированности данного вопроса на законодательном уровне порядок отражения бухгалтерских операций, передачи объектов НФА и документальное оформление необходимо закрепить в учетной политике учреждения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Селина Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
2 мая 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.