Автономное учреждение заключило договор об уничтожении архивных документов. Услуга уничтожения включает в себя: услуги по сбору, вывозу документов с объектов заказчика, уничтожение методом измельчения документов в бумажную крошку. На какой КОСГУ отнести расходы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С целью отражения расходов по соответствующей подстатье КОСГУ учреждению целесообразно выделить стоимость услуг по сбору документов и стоимость услуг по вывозу с последующим уничтожением (утилизацией). Так как исходя из экономического содержания операций возможно применять:
- подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ - в части расходов, связанных с вывозом и уничтожением (утилизацией);
- подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ - в части расходов, связанных со сбором документов.
Обоснование вывода:
В целях отнесения расходов на соответствующие коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) следует руководствоваться Порядком N 209н. При этом расходы на статьи (подстатьи) КОСГУ относятся в зависимости от их экономического содержания (п. 3 Порядка N 209н).
Так согласно пп. 10.2.3 Порядка N 209н расходы на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами отражаются по подстатье 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ.
В то время как расходы на оплату договоров, предметом которых является вывоз и утилизация отходов производства в случае, если утилизацию (размещение, захоронение) осуществляет исполнитель, следует относить на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ (пп. 10.2.5 Порядка N 209н).
Таким образом, учреждению в первую очередь следует установить, к какому классу расходов относятся архивные документы.
В соответствии с абзацем 21 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам (ТКО) также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Примерный перечень ТКО указан в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242. В частности, для твердых коммунальных отходов образующиеся в процессе предоставлении услуг в области образования присвоен код 7 37 000 00 00 0 (7 37 100 01 72 5). Отметим, что архивные документы не поименованы ни по коду 7 37 000 00 00 0 "Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам", ни в разделе 7 30 000 00 00 0 "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению".
В свою очередь, к отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим федеральным законом.
По нашему мнению, архивные документы можно отнести к отходам производства, соответственно, расходы, связанные с их вывозом и уничтожением (утилизацией), могут быть отнесены на подстатью 225 КОСГУ.
Условиями договора предусмотрена услуга по сбору архивных документов, которая не поименована в составе расходов, подлежащих отражению по подстатье 225 КОСГУ. В то же время пп. 10.2.6 Порядка N 209н установлено, что расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221-225, 227-229 КОСГУ, относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
С целью недопущения вопросов со стороны контролирующих органов, автономному учреждению целесообразно выделить стоимость услуг по сбору архивных документов и стоимость услуг по их вывозу с последующим уничтожением (утилизацией).
Если выделить стоимость вышеперечисленных услуг невозможно, то может быть принято решение о применении КОСГУ 226 для отражения в учете комплексной услуги, при этом целесообразно закрепить его в учетной политике учреждения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена
Ответ прошел контроль качества
11 апреля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.