Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В 2022 году изготовлен и установлен памятник жертвам авиакатастрофы. Расходы на установку памятника в бюджетном учреждении отражены по КОСГУ 310, так как изготовление и установка памятника осуществлялись в рамках одного договора. Памятник учитывается как самостоятельный инвентарный объект. В 2023 году по просьбе родственников на памятник будут нанесены эпитафии (надгробные надписи). На какую подстатью КОСГУ отнести расходы на оплату услуг по нанесению эпитафий: 310, 226 или другой?

В 2022 году изготовлен и установлен памятник жертвам авиакатастрофы. Расходы на установку памятника в бюджетном учреждении отражены по КОСГУ 310, так как изготовление и установка памятника осуществлялись в рамках одного договора. Памятник учитывается как самостоятельный инвентарный объект. В 2023 году по просьбе родственников на памятник будут нанесены эпитафии (надгробные надписи). На какую подстатью КОСГУ отнести расходы на оплату услуг по нанесению эпитафий: 310, 226 или другой?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы на оплату услуг по нанесению эпитафий (надгробных надписей) могут быть отнесены на подстатью 226 или 228 КОСГУ (в зависимости от того, будут или нет данные расходы по мнению специалистов учреждения формировать первоначальную стоимость объекта основных средств).

Обоснование вывода:

При отнесении расходов на тот или иной код КОСГУ организации бюджетной сферы должны руководствоваться Порядком N 209н.

В соответствии с п. 11.1 Порядка N 209н расходы, связанные с приобретением или изготовлением объектов основных средств, а также реконструкцией, техническим перевооружением, расширением, модернизацией (модернизацией с дооборудованием) основных средств, относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

Увеличение (изменение) стоимости объекта происходит в том случае, если по результатам проведенных работ произошли улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов, т.е. произошло улучшение технических характеристик объекта (например увеличился срок службы объекта или произведены работы по дооборудованию и др.).

В п. 19 Стандарта "Основные средства" приведен исчерпывающий перечень оснований для отражения в учете операций по изменению балансовой стоимости объекта основных средств. Согласно данному перечню такие операции могут быть отражены в случае замещения (частичной замены в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации) объекта или его составной части.

В случае если в результате выполнения работ улучшились только эксплуатационные показатели объекта без изменения его параметров, то основания для отражения в учете операций по изменению его стоимости отсутствуют. Поэтому, по нашему мнению, в данном случае применение статьи 310 КОСГУ нецелесообразно.

Далее необходимо разобраться в характере проводимых работ. Работы и услуги для целей капитальных вложений по своему экономическому смыслу могут быть аналогичны работам и услугам, включенным в текущие расходы.

При этом услуги, работы, приобретение (использование) которых влечет увеличение (формирование) стоимости основных фондов и в дальнейшем приведет к формированию вложений на счете 106 01 "Вложения в основные средства", отражаются по подстатье КОСГУ 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" (п. 10.2.8 Порядка N 209н).

На подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи КОСГУ 221-225, 227-229 КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н). В данном пункте поименован достаточно широкий перечень расходов, и он не является закрытым.

По нашему мнению, оказание услуг по договору, предметом которого является нанесение эпитафий, гравировок на надгробные памятники, может рассматриваться как мероприятия по улучшению эстетического вида памятника, увеличение объема размещенной информации без изменения технических характеристик, и такие расходы можно отнести на подстатью 226 КОСГУ.

Окончательное решение о квалификации данных работ должно быть принято профильной комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов с учетом компетенции и профессионального суждения уполномоченных должностных лиц. При этом профильная комиссия должна учитывать как положения действующих нормативных актов, так и положения учетной политики учреждения. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Селина Елена 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
 

3 апреля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.