Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере По решению суда казенное учреждение (администрация) обязано возместить пострадавшей стороне (юридическое лицо) ущерб, понесенный в результате повреждения помещения, а также судебные издержки и расходы на уплату госпошлины. Претензионная работа пострадавшей стороной начата в 2023 году. Какими бухгалтерскими записями, по какому КВР и какой подстатье КОСГУ отразить данные расходы в учете?

По решению суда казенное учреждение (администрация) обязано возместить пострадавшей стороне (юридическое лицо) ущерб, понесенный в результате повреждения помещения, а также судебные издержки и расходы на уплату госпошлины. Претензионная работа пострадавшей стороной начата в 2023 году. Какими бухгалтерскими записями, по какому КВР и какой подстатье КОСГУ отразить данные расходы в учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В бюджетном учете казенного учреждения расходы на возмещение ущерба и судебных издержек пострадавшему лицу отражается с применением счетов 401 60 "Резервы предстоящих расходов" и 302 97 "Расчеты по иным выплатам текущего характера организациям". Данные расходы могут быть отнесены на подраздел 0113 "Другие общегосударственные вопросы", отражаются по элементу вида расходов 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда" и подстатье 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ. 

Обоснование вывода:

Правила отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов определены п. 18.1 Порядка N 82н. Основным критерием для выбора в рассматриваемой ситуации конкретного подраздела является то, что возмещение ущерба и судебных издержек пострадавшему лицу не относится к расходам по обеспечению деятельности местных администраций, отражаемым по подразделу 0104 "Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций" классификации расходов бюджетов.

В свою очередь, расходы на общегосударственные вопросы, специфика которых не позволяет отнести их на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов, аккумулируются на разделе 0100 "Общегосударственные вопросы". При этом рассматриваемые расходы могут быть отнесены на подраздел 0113 "Другие общегосударственные вопросы" как расходы на выполнение функций по общегосударственным вопросам, не отнесенным к другим подразделам раздела 0100.

Возмещение истцам - юридическим лицам ущерба, судебных издержек (возмещение расходов на уплату государственной пошлины, оплату услуг представителя и иных издержек, связанных с рассмотрением дел в судах) отражается по элементу вида расходов 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда" (п. 53.8.4.1 Порядка N 82н) и подстатье 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ (п. 10.9.7 Порядка N 209н).

Обратите внимание, что для казенных учреждений гл. 24.1 БК РФ установлен особый порядок исполнения судебных актов (ст. 239 БК РФ, смотрите постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13). Положения БК РФ не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов до предъявления судом или самим взыскателем (его представителем) исполнительного документа к исполнению в соответствии с требованиями ст. 242.1 БК РФ, поэтому процедура исполнения судебного акта, предусматривающая взыскание бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства (смотрите п. 7 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2016), утвержденного Президиумом ВС РФ 19.10.2016).

В связи с особым порядком исполнения судебных актов казенными учреждениями обязательство и денежное обязательство в бюджетном учете отражаются на основании исполнительного документа (исполнительного листа, судебного приказа), предъявленного в рамках процедуры взыскания денежных средств, а именно после его поступления в финансовый орган / орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета казенному учреждению, на основании уведомления о поступлении исполнительного документа с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (ст. 242.3-242.5 БК РФ, п. 6 ч. 20 ст. 30 Федерального закона 08.05.2010 N 83-ФЗ).

Если у учреждения возникает обязанность по осуществлению расходов в целях исполнения требования к учреждению, то в таком случае в учете используется счет 401 60 "Резервы предстоящих расходов", который предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм резервов, формируемых в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения (п. 302.1 Инструкции N 157н).

В соответствии с п. 11 Стандарта "Резервы" резерв по претензиям, искам признается на основании предъявленных претензий, исков:

  • по оспоримым претензионным требованиям, по которым учреждением предполагается досудебное урегулирование, на дату получения претензионного требования;
  • по оспоримым исковым требованиям, по которым учреждением не предполагается досудебное урегулирование, на дату уведомления учреждения о принятии иска к судебному производству.

Создание такого резерва является обязательным. В учете резерв по претензиям, искам признается в полной сумме претензионных требований и исков. На сумму резерва предстоящих расходов учреждение принимает отложенное обязательство.

Таким образом, учреждению следует отразить в учете резервы предстоящих расходов и отложенные обязательства на основании искового заявления в суд. Обязательства принимаются на основании поступившего исполнительного документа.

Для отражения возмещения ущерба и судебных издержек истцу применяется счет 302 97 "Расчеты по иным выплатам текущего характера организациям" (п. 254 Инструкции N 157н).

В рассматриваемом случае в бюджетном учете учреждения будут отражаться следующие бухгалтерские записи:

1. Дебет КРБ 831 1 401 20 297 Кредит КРБ 831 1 401 60 297

  • начислен резерв предстоящих расходов по обязательствам, возникшим в рамках рассмотренных претензий, исков;

2. Дебет КРБ 831 1 501 93 297 Кредит КРБ 831 1 502 99 297

  • принято отложенное обязательство;

3. Дебет КРБ 831 1 401 60 297 Кредит КРБ 831 1 302 97 73Х

  • приняты обязательства за счет резерва при поступлении исполнительного листа;

4. Дебет КРБ 831 1 502 99 297 Кредит КРБ 831 1 502 11 297

  • отражены суммы обязательств, принятых за счет ранее сформированных отложенных обязательств;

5. Дебет КРБ 831 1 501 13 297 Кредит КРБ 831 1 501 93 297

  • приняты обязательства на текущий финансовый год за счет ранее сформированных отложенных обязательств;

6. Дебет КРБ 831 1 502 11 297 Кредит КРБ 831 1 502 12 297

  • приняты денежные обязательства в размере подлежащих возмещению ущерба и судебных расходов;

7. Дебет КРБ 831 1 302 97 83Х Кредит КРБ 831 1 304 05 297

  • отражена оплата по исполнительному листу. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Энциклопедия решений. Создание и использование учреждением резервов предстоящих расходов в бухгалтерском (бюджетном) учете. Счет 401 60 (для бюджетной сферы);
  • Энциклопедия решений. Применение КБК при исполнении судебных актов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Селина Елена 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга 

5 апреля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.